В России продолжается четвертая волна коронавируса и каждый день ставятся печальные рекорды по количеству заболевших и умерших. Как и в прошлые разы, рост заболеваемости и числа госпитализированных сопровождается дефицитом кислорода – об этом сообщают как заболевшие и их родственники, так и чиновники от медицины. Власти регионов проблему официально не признают, но "Роскосмос" уже приостановил испытания ракетных двигателей, чтобы передать кислород медицине. Свой кислород отдают больницам и воинские части, а власти закупают баллоны в Казахстане и Финляндии, сообщают Север.Реалии.
Проблемы с кислородом возникают не только в России. В Беларуси баллоны с кислородом запретили вывозить за границу, а в Украине, в Одессе из-за нехватки кислорода пришлось эвакуировать пациентов одной из больниц. Однако в России ситуация усугубляется огромными расстояниями и другими проблемами с логистикой.
О том, что производители кислорода в России работают на пределе, стало известно еще до начала четвертой волны пандемии.
"Мы вынуждены задействовать абсолютно все возможности, четверо наших производителей работают с предельной загрузкой. В сутки они выпускают более полутора тысяч тонн кислорода, это почти три четверти всего производимого в России объема. С учетом ситуации они переведены более чем на 90% мощностей для выпуска именно медицинского кислорода, – говорил глава Минпромторга Денис Мантуров еще в июле 2021 года. – Дополнительно, по нашей просьбе, предприятия химии, металлургии, нефтепереработки, судостроения, атомной отрасли, оборонно-промышленного комплекса выделили свыше 100 тонн суточного объема технического кислорода для его переработки в медицинский".
Мантуров тогда же заявил, что медицинский кислород Россия уже закупает в Казахстане и Финляндии, плюс рассматриваются варианты сотрудничества с Китаем.
В октябре 2021 года стало ясно, что эти меры не помогли. "Осенний рост заболеваемости уже создает проблемы в некоторых регионах, даже с учетом всей проделываемой нами работы, – заявили в министерстве здравоохранения. – К сожалению, такие вопросы в регионах зачастую вызваны низкими темпами вакцинации населения, нехваткой емкостей для хранения и производства кислорода, нехваткой средств доставки".
Кислород не выпросить
"У меня мама была с 5 октября в больнице, и до 12-го ее состояние не улучшалось – ей становилось все хуже и хуже, а кислород было не выпросить, – рассказывает жительница Пскова Виктория. – Говорили, что он закончился. Как он мог закончиться? Соседке по палате давали кислород".
Виктория не смогла достучаться до руководства больницы и обратилась напрямую к губернатору. Через два дня после этого ее маме, которая уже начала задыхаться, дали подышать кислородом.
Отец Натальи Сенкевич Михаил – ветеран службы в Минобороны, ему 66 лет. Он лечился в инфекционной больнице Пскова с 12 октября.
"Сатурация на сегодня утро – 92: пришли, замерили и ушли. Кислород не назначают. Капельницы и уколы не назначают. С лечащим врачом связи нет у меня. В кол-центре сказали: "Вам перезвонят", – пишет Сенкевич.
О нехватке кислорода сообщал и главный врач Александровской больницы в Санкт-Петербурге Юрий Линец.
"Сейчас все очень грустно, пациенты пошли тяжелые. Ситуацию не сравнишь ни с какой другой волной, очень многие нуждаются именно в реанимации. Мощностей кислородной станции стало не хватать уже очевидно. Нам дали 50 концентраторов (электроприбор, который используют для тех больных коронавирусом, которым не нужен высокопоточный кислород) из госпиталя "Ленэкспо", на них и держимся", – поделился Линец.
В областной больнице Архангельска из-за угрозы недостатка кислорода, по неофициальным данным, обсуждалось введение режима повышенной готовности. Главный редактор издания "Эхо Севера" Илья Азовский рассказал, что к нему попал приказ главврача Игоря Петчина от 14 октября 2021 года. В документе Петчин рекомендует отключить от кислорода пациентов с уровнем сатурации от 91% и выше, усилить контроль кислорода с фиксацией один раз в час, а перинатальный центр и отделение анестезиологии-реанимации №1 перевести на кислородные баллоны.
"Заместителю главврача по терапевтической помощи отключить пациентов с сатурацией от 91% и выше от концентраторов кислорода с переводом в прон-позицию, пациентов с сатурацией от 85% до 91% – перевести на концентраторы кислорода, если тех нет, то на поток кислорода не более 5л/мин", – написано в заключительной части приказа, который опубликовало "Эхо Севера".
В областной больнице Архангельска Север.Реалиям сообщили, что главврач Игорь Петчин в отъезде, а без него прокомментировать ситуацию и подтвердить подлинность приказа никто не сможет.
"Но наша редакция не сомневается в том, что документ подлинный, железобетонно, – заверил Север.Реалии Азовский. – Мы опубликовали его как историческое медицинское свидетельство".
Перебои с кислородом коснулись и других регионов России. В Пермском крае жители Соликамска регулярно жалуются на проблемы с кислородом в местной больнице.
"У нас родственник до сих пор там лежит. Проблема была в целом по больнице: кислород не поступал более часа. С криками и паникой пациенты просили возобновить подачу, один раз ночью грозились позвонить в 112, потому что боялись за свою жизнь. Боялись уснуть и не проснуться", – рассказала Вера Архипова.
У Натальи Колышевой в инфекционном отделении в Соликамске лежала мама и тоже столкнулась с перебоями в подаче кислорода.
"Пару раз были перебои ночью и раз днем. Поступила в больницу 55% поражения, выписали 70% и с положительным тестом. Вот уже три недели дома", – говорит Колышева.
Но большинство региональных властей перебои с поставками кислорода для больных с коронавирусом отрицают. Губернатор Псковской области Михаил Ведерников объявил, что "в инфекционке достаточно всего – и кислорода, и лекарств". В комитете по здравоохранению Санкт-Петербурга также говорят, что "проблем с поставками кислорода в Петербурге нет":
"На сегодняшний день Александровская больница потребляет более 4 тонн кислорода в сутки. При необходимости используются кислородные концентраторы – аппараты, получающие кислород из воздуха", – заявили в ведомстве.
В Пермском крае заявили, что информация об отключении подачи кислорода в ночное время "не соответствует действительности":
"Перенос кислородных криоцилиндров осуществлялся в плановом порядке, без отключения пациентов от кислорода. Аппаратчики воздухоразделения работают круглосуточно, каждые два часа уровень кислорода в системе регулируют. Информация об отключении в ночное время не соответствует действительности", – прокомментировали ситуацию в пермском Минздраве.
Петербургский анестезиолог-реаниматолог профессор Константин Лебединский объясняет, что кислород для лечения больных коронавирусом незаменим: при ковидном поражении легких нормальное насыщение крови кислородом нарушается и обычного кислорода из воздуха (там его 21%) становится недостаточно. Чтобы компенсировать нарушение, врачи увеличивают концентрацию кислорода во вдыхаемой газовой смеси.
Лебединский говорит, что в России сегодня действительно есть серьезная проблема с обеспечением медицинским кислородом и причина ее "совершенно очевидна".
"Основная причина – даже не большое количество пациентов. Она – в том, что мы стали иначе использовать кислород: появилась так называемая высокопоточная аппаратура, – объясняет он. – Раньше пациенты получали кислород через носовые канюли или через маску. Это максимум 10 литров в минуту – 600 литров в час. Это довольно много, но к таким расходам наши кислородные сети приспособлены. Но при высокопоточной терапии расходы совершенно другие – 50, 60, 70 литров в минуту. А если таких точек несколько и они еще и за пределами реанимации есть, представляете, какой расход получается? Наши кислородные сети с такой нагрузкой не справляются".
Врач уточняет, что кислородные концентраторы не смогут полностью решить проблему с дефицитом медицинского кислорода: такой прибор обычно может обеспечить только одного пациента, которому нужен небольшой поток.
"Для того чтобы решить проблему крупной больницы, нужно либо резко увеличивать поставки кислорода и заполнять газгольдер (криогенный резервуар), например, три раза в неделю вместо одного. Либо использовать новые промышленные концентраторы высокой производительности, которые могут создавать на выходе давление кислорода 4-5 атмосфер", – объясняет Лебединский. Он также напоминает, что, согласно методическим рекомендациям Минздрава, кислород должен получать уже пациент с сатурацией ниже 95%.
*****
Однако в середине октября о "кислородной помощи" больницам объявил "Роскосмос". Глава госкорпорации Дмитрий Рогозин сообщил, что испытания двигателей на воронежском КБ "Химавтоматики" приостановят до конца месяца, чтобы сэкономить кислород. По его словам, "Роскосмос" уже три месяца передает почти весь производимый предприятиями кислород в лечебные учреждения.
"Поставки платные, но цены ниже рыночных. Мы откликнулись на обращение Министерства промышленности Российской Федерации и региональных министерств здравоохранения и организовали круглосуточную работу по производству кислорода, – подтвердил представитель "Роскосмоса" Алексей Михеев. – Сейчас есть три основных производителя медицинского кислорода: АО "Красмаш", АО "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" и АО "Конструкторское бюро химавтоматики".
Красноярский машиностроительный завод поставляет кислород в медучреждения Красноярского края, Иркутской области и Республики Хакасия. По состоянию на начало октября туда поступило свыше 9 тыс. тонн медицинского кислорода.
Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности (НИЦ РКП) на сентябрь 2021 года произвел и поставил в больницы Московской, Архангельской и Владимирской областей 1794 тонны жидкого кислорода, это в 3,5 раза больше объемов поставок прошлого года.
В АО "Конструкторское бюро химавтоматики" говорят, что объем производства и поставок медицинского кислорода увеличили на четверть, а потом и вовсе пересмотрели испытательные планы.
"Когда началась четвертая волна, стало ясно, что медицинские учреждения Воронежской области нуждаются во все больших объемах кислорода. Поэтому решили приостановить в Воронеже огневые испытания ракетных двигателей для перенаправления высвобождаемого кислорода в больницы. Сейчас весь медицинский кислород, производимый на КБХА, идет на нужды медицинских учреждений Воронежской области", – говорит Михеев.
По его словам, одно перенесенное испытание в среднем способно закрыть суточный объем поставок кислорода. Среднесуточная отгрузка сейчас – 33 тонны.
По поручению президента России министр обороны Сергей Шойгу отдал приказ передать запасы сжиженного кислорода из воинских частей в лечебные учреждения. По сообщению ведомства, больницы уже получили более 280 тонн кислорода.
Изначально текст опубликован на сайте Север.Реалии