Херсон пробыл больше восьми месяцев под российской оккупацией, а теперь три года живет под российскими обстрелами. ВСУ не смогли форсировать Днепр и оттеснить российских солдат на левом берегу. Теперь река стала линией боевого столкновения, а город – мишенью для ударов российской армии.
Двери, пожалуй, самой известной кофейни Херсона открыты с самого утра. От кофемашины Алексея до российских позиций всего полтора километра. Это уже "красная зона" – самая опасная часть города. Кофейня работала во время оккупации. Рассказывают, что тогда вместо рублей здесь принимали гривны. А после освобождения города первой вновь открыла двери. Здесь же разместили волонтерский штаб. Тогда, три года назад, в городе не было ни света, ни воды. Так за этим местом и закрепилось звание кофейни с настоящим херсонским характером.
За последние три года в городе многое изменилось. Три года назад Херсон ликовал. На главной площади было очень много людей, которые встречали украинских военных. Сейчас же на главной площади города людей практически нет. А не так давно российская армия несколькими авиабомбами разбила и местный горсовет. Вся жизнь в Херсоне за последние три года отодвинулась от прибрежных районов куда-то подальше, где безопасней.
Однако в последние месяцы безопасных районов в городе и вовсе не осталось. Это знают и в детской областной больнице. Неделю назад Виктория привела сюда своих сыновей на диагностику. "Прилетело. Сразу пыль, осколки. Очень страшно", – вспоминает она.
Это был танковый снаряд. Он попал в комнату, где находился айтишник Денис: "Помню взрыв. Понял, что попало в колонну возле меня. У меня сломанное ребро. Осколки. Куча дырок".
"Нас просто хотят запугать. Психологическое давление. После последнего обстрела больницы российские паблики написали, что мы законная военная цель. У нас лечатся дети", – рассказывает главврач детской областной больницы Инна Холодняк.
Это уже 16 обстрел больницы – главврач ведет счет. И собирает осколки с прилетов. За последний год, говорят, российская армия перестала выбирать цели. Российские дроны и снаряды бьют по автобусам, троллейбусам, остановкам. Обломков в городе так много, что к годовщине освобождения из них сделали целую выставку в музее.
"Когда началась деоккупация, таких обстрелов не было. Сейчас они просто нас выдавливают отсюда. Но мы работаем так, будто войны нет. Это наше сопротивление", – говорит директорка краеведческого музея Ольга Гончарова.
Три года подряд жители Херсона на годовщину освобождения загадывают желания, которое в 2022-м казались очень близкой реальностью.
"Очень хотелось верить в хороший конец, что это очень быстро закончиться. Но так не сложилось", – отмечает Инна Холодняк.
Из довоенных 300 тысяч жителей в Херсоне осталось около 60 тысяч. После трех часов дня даже отдаленные от берега районы города замирают. Магазинчики закрываются. Закрывается и самая известная кофейня в Херсоне. Навсегда. День освобождения города – последний рабочий день Алексея в Херсоне. Кофейню перевезут в Ивано-Франковск. Однако Алексей надеется вернуться: "У всех есть надежда, что освободят левый берег и Херсон будет как феникс, который восстал их пепла".