В Казахстане Алмалинский районный суд приговорил алматинца Алибека Иманбекова к шести годам колонии по обвинению в хищении оружия во время январских протестов, сообщает казахская служба Радио Свобода.
Адвокат Иманбекова Гульнара Жуаспаева заявила, что защита будет подавать апелляцию на приговор суда и готовить жалобу в Комитет ООН по правам человека.
Во время суда алматинец не признал вину. В своем последнем слове подсудимый объяснял, что не крал оружие из охотничьего магазина, а нашел его лежащим на земле и решил сдать в полицию. По его словам, он звонил в отдел, но в тот день полиция не принимала вызовы из-за протестов. Он решил спрятать ружье у себя и вернуть его после того, как ситуация в городе стабилизируется. Но потом к нему пришли с обыском и нашли оружие, сказал Иманбеков.
"Я эти действия не считаю преступлением. Поскольку я являюсь единственным кормильцем своих двух детей и жены, у которой третья группа инвалидности, и родителей в пенсионном возрасте, прошу суд не лишать меня свободы", – говорил он в последнем слове.
Также во время судебного процесса Алибек Иманбеков рассказал, что после задержания 11 января он подвергался пыткам на протяжении четырех дней и "был вынужден подписать все документы", которые ему давали. Следствие посчитало, что во время январских событий алматинец выкрал из магазина "Корган Центр" две единицы оружия с группой лиц по предварительному сговору. Судья после оглашения приговора заявил, что считает, что все заявления подсудимого о пытках были сделаны, "чтобы уйти от наказания".
Как рассказывала жена подсудимого Баян Ширимбекова в интервью казахской службе Радио Свобода, в обвинительном акте говорилось, что найденные ружья были пригодны для стрельбы. При этом во время суда директор охотничьего магазина "Корган Центр" Дмитрий Николенко объяснял, что в стволах были специальные вставки, закрученные спецключом, чтобы оружие не могло стрелять. Тем не менее, по его словам, криминалисты их выбили и зарядили ружья.
По данным Генпрокуратуры Казахстана на конец июня, всего по делам о январских событиях более тысячи человек названы подозреваемыми, 514 человек под стражей. По состоянию на 30 июня в суд было направлено 392 уголовных дела, по которым осудили 445 человек. В производстве специальных прокуроров находятся 58 уголовных дел по "массовым беспорядкам" и восемь по "актам терроризма".
В начале января мирные митинги, начавшиеся в городе Жанаозен, переросли в массовые протесты по всей стране с экономическими и политическими требованиями. В некоторых регионах начались погромы, нападения на административные здания, отделения полиции, магазины.
По официальным данным, во время январских протестов и беспорядков погибли 238 человек. Ранее власти сообщали, что по жалобам на пытки, которые подали задержанные во время и после январских событий, по стране было возбуждено более 200 дел. 14 мая пресс-секретарь алматинской городской прокуратуры Бауржан Тлендинов сообщил, что в городе по жалобам на пытки от задержанных во время и после январских событий расследуется 87 уголовных дел.
К началу июля известно об аресте по подозрению в пытках девяти сотрудников. Из них восемь сотрудников КНБ и один полицейский. Всего в совершении пыток и использовании недозволенных методов следствия подозреваются 15 человек. Общее количество потерпевших от пыток не сообщается. Известно, что в Алматинской области 25 человек признаны потерпевшими по делам о пытках с использованием раскаленного парового утюга во время расследования январских событий.