Стали известны имена еще семерых погибших во время январских событий в казахстанском Шымкенте. В распоряжении казахской службы Радио Свобода – "Азаттык" – оказались документы следственного органа. Они подтверждают гибель участников митинга от огнестрельных ранений. Официально власти считают погибших подозреваемыми.
По официальным данным, во время январских протестов в Шымкенте погибли 20 человек. Ранее власти не раскрывали личности убитых и причины их смерти. В полученном журналистами "Азаттыка" документе есть информация, которую ранее госорганы официально не озвучивали.
- В числе погибших – 17-летний Абылай Ергеш. Пятого января две пули – в голову и живот – оборвали его жизнь.
- В тот же день ранение в область таза получил Самандар Жусипбаев. Он скончался на следующий день от потери крови. Парню был всего 21 год.
- От сквозного ранения в шею скончались Орал Кали и Аскар Копжанов.
- Баглан Шарипбай был убит выстрелом в сердце.
- Еще одного жителя Шымкента Бекжана Толенбека застрелили в ночь на шестое января. Пуля попала в голову.
- Не выжил после огнестрельного ранения в живот 25-летний Нурислам Агатай. Он скончался в реанимации.
В январе следственные органы Шымкента завели 20 уголовных дел в связи с гибелью людей. Позже их объединили в одно производство. 4 апреля переквалифицировали статью с "Убийства" на "Злоупотребление должностными полномочиями".
По версии следствия, на митинг 5 января в Шымкенте вышли около восьми тысяч человек. В документе говорится, что манифестанты якобы угрожали жизням сотрудников полиции, которые находились у здания городского акимата. Тогда же силовики применили табельное оружие – 9-миллиметровый пистолет Макарова и травматическое оружие "Тандем".
"Мой сын действительно выходил на митинг, – вспоминает отец погибшего Нурболата Алпамыса Мурат Абдраимов. – Но он не участвовал в погромах. Ему выстрелили в голову. Стреляли в мирных людей. Те, кто отдавал приказ открыть огонь, должны ответить за это. Оказывается, здесь был оперативный штаб, но он ничего не расследовал и принял ошибочное решение".
Следователи утверждают, что протестующие были пьяны, однако экспертиза подтвердила наличие алкоголя в крови лишь у трех из 20 погибших. В материалах дела говорится и о том, что во время нападения на полицейских участников митингов не остановили ни светошумовые гранаты, ни слезоточивый газ, ни резиновые дубинки, поэтому силовикам и был дан приказ открыть огонь. 11 апреля расследование уголовного дела было прекращено. В то же время убитых следственный орган признал подозреваемыми в участии массовых беспорядков.
"Почему стреляли? – задает вопрос Айкен Калыкулова, мать погибшего Баглана Шарипбая. – Я против того, чтобы они выгораживали кого-то. Мне сейчас очень тяжело. Неужели Токаев не знает, что здесь стреляли по людям? Почему все закрывают на это глаза?"
В документе прокуратуры сказано, что родственники убитых во время январских протестов не имеют претензий к силовикам. Однако сами родные называют это ложью. Они выступают против прекращения дела и требуют наказать виновных в убийстве их близких. По официальным данным, во время январских событий погибли 238 человек. Однако список погибших по всей стране власти Казахстана не обнародовали до сих пор.