C начала войны между Израилем и палестинским движением ХАМАС (признано террористической организацией в Израиле, США, ЕС и других странах мира) седьмого апреля исполнилось полгода. Она стала самой длинной военной операцией Израиля c 1948 года.
В конфликт оказались втянуты многие страны, и есть риски, что его география расширится. Война также повлияла на мировую экономику, что, впрочем, уже имеет прецеденты. Но были и неожиданные эффекты. Действия Израиля в секторе Газа серьезно отразились на ходе предвыборной кампании в США и на международной поддержке Израиля. Но, пожалуй, один из самых видимых на сегодня результатов войны – возвращение в международную повестку вопроса о палестинском государстве.
Специально для Настоящего Времени арабист и автор телеграм-канала о Ближнем Востоке Марианна Беленькая рассказывает, как за полгода войны изменились Израиль, сектор Газа и отношение международного сообщества к конфликту.
Что произошло?
Боевики движения ХАМАС под прикрытием ракетных обстрелов вторглись на израильскую территорию из сектора Газа 7 октября и за один день убили более 1 200 человек, еще тысячи пострадали, в заложники были взяты 253 человека. Среди них были как жители Израиля, так и иностранные граждане. ХАМАС назвал свою операцию "Потоп аль-Аксы".
Также несколько десятков тысяч израильтян были эвакуированы из приграничных с сектором Газа районов, а позднее и с севера страны, после того как ливанское движение "Хезболла" стало обстреливать Израиль.
В ответ Израиль сразу же начал военную операцию в секторе Газа. Сначала последовали воздушная и артподготовка, а через три недели впервые с 2014 года Израиль ввел в сектор свои сухопутные войска. Израильские власти поставили три основные цели: освободить заложников, ликвидировать власть ХАМАС в секторе Газа и уничтожить его военный потенциал и инфраструктуру. Израильская операция получила название "Железные мечи".
Что сейчас с заложниками?
Значительная часть заложников – 105 из 253 – была освобождена в результате сделки с ХАМАС, тогда Израиль был вынужден выпустить из тюрем 240 палестинских заключенных и на неделю прекратить военные действия в секторе Газа. Еще трое израильтян были спасены армией, столько же были случайно убиты израильскими военными при попытке бежать, четверо заложников были возвращены ХАМАС еще до сделки. Кроме того, в ходе зачистки сектора армия обнаружила тела как минимум девяти заложников.
Сейчас в заложниках в секторе Газа могут оставаться до 133 человек, при этом некоторые из тех, кто входит в это число, согласно разным источникам информации, уже нет в живых. Ради их освобождения Израиль согласился на новые непрямые переговоры с ХАМАС. Они с перерывом идут уже несколько месяцев, но пока безуспешно. Основные препятствия связаны с требованием ХАМАС вывести все израильские войска из сектора Газа. Еще одна дискуссия связана с вопросом о возвращении палестинских перемещенных лиц на север сектора, в районы, которые были в первую очередь зачищены израильской армией.
На этой неделе появились сообщения, что переговоры по сделке существенно продвинулись и близки к завершению. Затем появились опровержения. Так было и раньше, поэтому никакой определенности по этому вопросу не может быть до официального объявления о результате переговоров.
Как операция отразилась на гражданском населении Газы?
С началом вторжения военные Израиля заявили, что все гражданское население с севера сектора Газа должно уехать на юг. Примерно 75% из 2,2 миллиона жителей сектора были вынуждены покинуть дома. На данный момент в городе Рафах на границе с Египтом находится около 1,3 млн человек: это как местные жители, так и внутренне перемещенные лица из северного района сектора. Многие из них живут в палаточных лагерях для беженцев. Израиль также наносит разрозненные удары по Рафаху.
По данным Минздрава Газы (подконтролен ХАМАС), за полгода в секторе погибли более 33 тысяч человек, большая часть – женщины и дети. Кроме того, в ООН и других гуманитарных организациях сообщают, что при продолжении боевых действий 50% населения сектора Газы (1,1 млн жителей) могут столкнуться с катастрофическим голодом.
Все больницы в секторе Газа были разрушены или повреждены в результате боевых действий. При этом растет число различных заболеваний. Это данные из совместного отчета ученых Лондонской школы гигиены и тропической медицины и Центра гуманитарного здравоохранения Джонса Хопкинса в Соединенных Штатах. По прогнозам исследователей, если боевые действия продолжатся или обострятся и возникнут вспышки инфекционных заболеваний, таких как холера, к началу августа число смертей может превысить 85,5 тысячи человек.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш 23 марта посетил КПП Рафах и призвал Израиль обеспечить беспрепятственный проезд гуманитарных грузов в Газу. Генсек ООН также призвал к немедленному прекращению огня по гуманитарным соображениям и освобождению удерживаемых боевиками израильских заложников.
А что с военным потенциалом ХАМАСа?
На сегодняшний день, согласно заявлению израильских военных, они ликвидировали более 12 тысяч боевиков ХАМАС, в их числе пять "бригадных генералов". Самый высокопоставленный среди убитых – это Марван Исса, заместитель командира военного крыла ХАМАС. Кроме того, за пределами Газы, в Бейруте, был убит заместитель председателя политбюро ХАМАС Салех аль-Арури. Однако многие руководители движения в секторе Газа, в том числе глава местных сил Яхья Синвар, ответственный за подготовку и реализацию "Потока аль-Аксы", еще живы.
В секторе Газа, по оценкам Израиля, продолжают действовать 5 из 24 батальонов ХАМАС. Из них четыре – в Рафахе, на юге сектора. Это единственный район, за исключением нескольких лагерей беженцев, где израильская армия не проводила операцию. Предположительно, в Рафахе удерживают заложников, и там же скрывается руководство ХАМАС. Израильские власти заявляют, что для победы Рафах тоже должен быть зачищен.
Будет ли операция в Рафахе?
О плане полноценной операции Биньямин Нетаньяху в очередной раз объявил 3 апреля, но конкретной даты не назвал. Международное сообщество выступает против этой операции, по крайней мере до тех пор, пока оттуда не будет полностью эвакуировано гражданское население.
В день, когда в Израиле отмечали шесть месяцев войны, стало известно о выводе из сектора Газа 98-й дивизии ЦАХАЛ. На данный момент в секторе остается только сухопутная бригада НАХАЛЬ. Вместе с несколькими танковыми экипажами и 401-й танковой бригадой она удерживает коридор Нецарим, который разделяет пополам сектор и препятствует движению палестинцев с юга на север.
Решение об отходе 98-й дивизии вызывает много вопросов. Два месяца назад аналогичным образом почти все подразделения израильской армии вышли из города Газа на севере сектора. Однако 162-й дивизии пришлось туда вернуться для проведения операции зачистки в больнице "Аль-Шифа", в которую, по данным Израиля, вернулись боевики ХАМАС. В связи с этим есть опасения, что после ухода военных из района Хан-Юниса туда так же вернутся хамасовцы.
Уход израильских военных из Хан-Юниса рассматривается как часть подготовки к операции в Рафахе, так как туда, предположительно, могут переместить значительную часть палестинского населения. Израильские СМИ сообщают, что операция может начаться в мае. Однако окончательное решение будет принято в зависимости от политических обстоятельств.
Может ли конфликт расшириться?
Пока перспективы окончания войны в секторе Газа и ее результаты непонятны. Между тем на повестке дня стоит вопрос о возможной полномасштабной войне с ливанским движением "Хезболла", а возможно, и с Ираном, который в той или иной степени дирижирует антиизраильскими силами по всему региону.
И без того Израиль ведет сейчас войну не только с ХАМАС. Израильскую территорию обстреливает "Хезболла", а также хуситское движение "Ансар Аллах", которое также блокирует морской торговый путь через Красное море и Суэцкий канал, нападает на проходящие там суда. Периодически об обстрелах Израиля заявляют и иракские шиитские группировки, но пока у их слов было лишь единичное подтверждение. В свою очередь Израиль отвечает "Хезболле" и наносит удары по ее позициям в Ливане и Сирии. В Сирии также под удар попадают иранские военные советники.
В конфликт оказались втянуты и другие стороны. Так, США и Великобритания начали атаковать хуситов. Одновременно после 7 октября резко участились обстрелы американских баз со стороны группировок в Ираке и Сирии. Погибли трое американских военных. После ответного удара США в феврале наступило временное затишье, но и оно очень хрупкое.
После того как 1 апреля Израиль нанес удар по зданию иранского консульства в Дамаске и убил бригадного генерала Мохаммада Резу Захеди и еще пятерых членов иранского Корпуса стражей Исламской революции, появилась реальная угроза расширения войны на весь регион. До сих пор Тегеран предпочитал действовать через своих прокси, но сейчас угрожает ответить Израилю напрямую.
Существует мнение, что Биньямин Нетаньяху специально провоцирует Иран, а также "Хезболлу" и затягивает войну в Газе, чтобы удержаться у власти. Но израильскому правительству в любом случае нужно обеспечить безопасность своих граждан.
Как реагируют в Израиле?
Каждую неделю, а иногда и несколько раз в неделю в израильских городах тысячи людей выходят на улицу, требуя отставки правительства. Демонстрации с подобными лозунгами проходили в Израиле еще в начале прошлого года и в основном были связаны с протестом против юридической реформы. После 7 октября протесты временно прекратились. Но ненадолго. Первые послевоенные протесты касались в основном требований вернуть заложников любой ценой и для этого немедленно заключить сделку с ХАМАС. Сейчас главным стал лозунг "выборы сейчас".
О выборах говорят и представители разных политических сил. Так, только в среду, 3 апреля, министр в кабинете войны и лидер центристской партии "Кахоль-Лаван" Бени Ганц призвал к проведению выборов в сентябре. Согласно одному из последних опросов общественного мнения, 44% израильтян хотели бы видеть на посту премьер-министра Ганца, тогда как действующему премьер-министру Биньямину Нетаньяху отдают предпочтение 38%. При этом многие израильские аналитики, хоть и высказывают мысль, что Нетаньяху больше не быть премьером, тут же добавляют, что Нетаньяху уже много раз "хоронили", а он по-прежнему остается в кресле премьера.
Пока правящая коалиция во главе Нетаньяху хоть и испытывает разного рода внутренние проблемы, но все еще держится у власти. Согласно опросу от 12 марта, 30% респондентов были за "выборы сейчас", 34% – за досрочные выборы после войны, а 29% в срок, то есть в 2026 году.
Между тем приуроченный к полугоду войны опрос, подготовленный по просьбе израильской газеты "Маарив", показал, что только 29% израильтян удовлетворены результатами войны, недовольство выразили 62%.
При этом, согласно выпущенному в конце марта опросу израильского Института демократии, большая часть еврейского населения Израиля (80%) считает, что при проведении военной операции не следует принимать во внимание или принимать в небольшой степени давление международного сообщества, так же как и страдания палестинского населения в Газе. Особенно интересен раскол в левом лагере, который обычно выступает за мир с палестинцами: 47% считают, что принимать во внимание страдания палестинцев не следует, 50% занимают противоположную позицию.
Многие в Израиле будут разочарованы, если война закончится без явной победы над ХАМАС и все вернется к ситуации до 7 октября.
В любом случае для израильтян предстоит непростое время – расследование провалов армии и разведки, которые привели к войне, и исправление ошибок. Официальная проверка внутри армии только начинается, но уже из многочисленных журналистских материалов известно, что власти и высшее руководство силовых структур проигнорировали поступавшие им данные о готовящемся нападении ХАМАС.
США больше не поддерживают Израиль?
В начале войны США безоговорочно поддержали действия Израиля против ХАМАС. Тон начал меняться по мере роста жертв в секторе Газа. На этом фоне администрация президента Джо Байдена столкнулась с критикой изнутри – как в аппарате Белого дома и Госдепартамента, так и среди потенциальных избирателей Демократической партии. В первую очередь мусульманских общин в ключевых для демократов штатах.
Джо Байдену пришлось корректировать свою позицию. Одним из результатов этого стал отказ США накладывать вето на резолюцию Совета безопасности ООН, где было зафиксировано требование к Израилю прекратить огонь в секторе Газа.
Критическим моментом стала гибель в ночь на 2 апреля семи сотрудников гуманитарной организации World Central Kitchen. Среди них были граждане США, Великобритании, Австралии и Польши. После этого президент Байден в телефонном разговоре с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху подчеркнул, что гибель гуманитарных работников недопустима, кроме того, израильтяне должны осуществить конкретные меры по устранению ущерба, нанесенного гражданскому населению сектора Газа. Президент США дал понять, что американская политика в отношении Израиля теперь будет определяться в соответствии с действиями правительства этой страны.
Однако администрация Байдена должна учитывать, что Израиль был и остается основным союзником США на Ближнем Востоке, их связывают многочисленные оборонные обязательства, в том числе миллиардные контракты на поставки оружия. Кроме того, если Вашингтон потеряет рычаги влияния на Израиль, ему будет сложнее взаимодействовать и с арабскими странами. Но и Израилю приходится учитывать, что отношение к нему в США меняется. Согласно мартовскому опросу Gallup, 55% опрошенных в США респондентов не одобряют действия Израиля.
Показательным в дальнейшем станет то, одобрят ли США планировавшуюся еще недавно сделку на $18 млрд по продаже оружия Израилю, а также как поведут себя американские дипломаты при обсуждении в Совбезе ООН вопроса о предоставлении Палестине полноценного членства в международной организации.
Будет ли палестинское государство?
Пока один из явных эффектов войны в секторе Газа – возвращение вопроса о создании палестинского государства и окончательном урегулировании палестино-израильского конфликта. Последние переговоры на эту тему проводились в 2014 году. Однако сейчас международные посредники, в том числе США, настаивают, что любое окончание боевых действий в Газе будет недолговечным без полноценного урегулирования проблемы.
Израиль категорически не согласен с постановкой вопроса о создании палестинского государства, в том числе он отказывается продолжать сотрудничество с Палестинской национальной администрацией (ПНА) в Рамалле, которая после 2007 года контролирует только Западный берег реки Иордан. Нет у Израиля и четкого плана того, что будет с сектором Газа после окончания военных действий. Один из главных вопросов – кто им будет управлять. Большинство международных посредников предпочли бы, чтобы это была ПНА.
Между тем власти в Рамалле на прошлой неделе в очередной раз подали заявку на полноправное членство Палестины в ООН. Хотя признание палестинского государства еще не означает его полноценного независимого функционирования, ПНА рассматривает этот шаг как инструмент давления на Израиль.
У Палестины с 2012 года есть статус государства-наблюдателя в ООН. Это позволяет ее представителям принимать участие в обсуждениях Генассамблеи ООН, но не дает им права голоса. Тем не менее этот статус позволил палестинцам присоединиться к Международному уголовному суду в 2015 году. И это привело к началу расследования военных операций Израиля на палестинских территориях. Cюда же относится последний иск ЮАР в МУС, в котором ЮАР требует признать действия Израиля геноцидом палестинского населения.
Чтобы получить новый статус, запрос палестинской администрации должны поддержать две трети государств – членов ООН при голосовании на Генеральной Ассамблее ООН с предварительным одобрением членства в СБ ООН. Необходимо, чтобы при голосовании ни один из постоянных членов совета не воспользовался правом вето. Решающей будет позиция Вашингтона.