Ссылки

Новость часа

"Люди не понимают, что государство играет краплеными картами". Почему перед голосованием не рассказывали об обнулении, но пугали гей-браками


Незадолго до 1 июля группа российского социолога Сергея Белановского провела телефонный опрос россиян, задав им вопрос, одобряют ли они или не одобряют предложенные Владимиром Путиным поправки к Конституции РФ. Выяснилось, что доли тех, кто выступает за поправки, и тех, кто выступает против, приблизительно равны. Но когда социологи начали разбирать с опрошенными конкретные поправки, выяснилось, что к обнулению президентских сроков относятся негативно три четверти опрошенных, гораздо больше тех, кто был готов одобрить весь "пакет" поправок.

Доцент Российского государственного университета имени Косыгина Анастасия Никольская помогала проводить опрос группе Белановского. В разговоре с Настоящим Временем она отметила, что многие опрошенные принимали решение голосовать за или против поправок только на основе информации в государственных СМИ и "не ожидали нечестности" со стороны государства. В то же время само государство, по ее словам, "играло краплеными картами": в преддверии референдума СМИ ничего не рассказывали людям о том, что в "пакете" есть поправка об обнулении президентских сроков Владимира Путина, зато запугивали гей-браками.

"Люди не понимают, что государство играет краплеными картами": как россиян обманули по поправкам
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:16 0:00

– Были ли вы готовы к полученным результатам, когда проводили ваш телефонный опрос?

– Да, мы были к ним готовы. Что-то похожее мы и ожидали получить. Другое дело, что мы попытались посмотреть уже непосредственно по поправкам – как люди реагируют на конкретные поправки. Их там 206, а мы взяли 24.

Оказалось, что в общем, за исключением обнуления сроков и расширения полномочий президента, на все остальные поправки люди реагируют в большинстве своем положительно. Единственная поправка, которая не вызвала массового одобрения, это приоритет российских законов над международными. Но и там 61% наших респондентов сказали, что они за такую поправку бы проголосовали.

Что мы получили в конечном счете? Мы получили то, что люди говорят: "Поправки хорошие, мы голосуем за эти хорошие поправки. А обнуление сроков, – в конце концов, в 2024 году будут выборы, и мы же можем его не выбирать. И мы не будем его выбирать". То есть, к сожалению, люди не очень понимают, что государство играет краплеными картами.

– Было ли у вас ощущение, что люди не до конца осознают суть поправок? Что они поддерживают какую-то из поправок, но не вполне понимают, что им предлагают?

– Да, такое ощущение было. Но мы не должны забывать о том, что большинство людей знакомы с этими поправками из изложения в СМИ. Тех, кто их прочитал хотя бы частично, – их меньшинство.

Большинство россиян знают поправки по тому, что им рассказывают в СМИ. А в СМИ им рассказывают про "родителя №1" и "родителя №2". Я даже не буду сейчас комментировать качество этих рекламных роликов, но это то, что люди едят.

В рамках того, что россияне едят, про многие вещи им просто не рассказывают. Про обнуление сроков в СМИ не было вообще ничего. И в этом смысле – да, они это съели. Особенно это касается, конечно, людей старшего возраста, которые в меньшей степени подвержены влиянию интернета.

И, опять же, наши старики не ожидают какой-то нечестности. Это меня совершенно поражает в них, но они действительно ожидают, что с ними играть будут честно. И здесь еще важно отметить, что если мы берем совсем пожилых людей, они живут сейчас неплохо, и они хотят, чтобы это продлилось. И им кажется, что это хорошая жизнь на пенсии и что она такая же хорошая и у бизнесменов, и у государственных служащих. Им сложно объяснить, что на самом деле все не так.

XS
SM
MD
LG