Михаил Мурашко, министр здравоохранения России, предложил ограничить в аптеках продажу препаратов для медикаментозного прерывания беременности. Проект приказа об этом уже готов, сообщил Мурашко 18 июля: "Проект приказа разработан, мы рассылали его в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, они дали нам свои комментарии. Мы на этой неделе свод завершим, вывесим уже для оценки регулирующего воздействия". Об этом, а также о запрете абортов в частных клиниках, говорят и другие чиновники – по их мнению, это должно повысить рождаемость. Настоящее Время рассказывает, как российские власти бросились бороться с абортами на фоне демографического провала.
Путин приказал "работать над повышением рождаемости"
В апреле 2023 года в России родилось 96,1 тысяч детей – это самый низкий показатель в стране с начала XXI века. Рождаемость уверенно снижалась в последние годы, эта тенденция усилилась на фоне полномасштабной войны в Украине и мобилизации. В 2022 году в России родилось 1,306 миллиона детей – и это тоже самый низкий показатель с 2001 года.
Еще в декабре 2022 года Владимир Путин поручил кабинету министров подготовить пакет мер, чтобы повысить рождаемость в стране. Президент России отметил, что хотя правительству и удалось преодолеть последствия коронавируса и сократить смертность, резкое снижение рождаемости практически свело на нет эти достижения: "Я прошу правительство в начале следующего года подготовить специальный пакет мер, чтобы переломить эту тенденцию. Понимаю, что это непростая задача целого ряда обстоятельств, но нужно над этим работать, нужно изменить ситуацию к лучшему, обеспечить повышение рождаемости и рост продолжительности жизни в России", – сказал Путин. Кстати, "ЛГБТ-пропаганду", которую Путин запретил законодательно в декабре 2022 года, российские власти также назвали угрозой демографии.
Уже в мае 2023 года кабмин утвердил план реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2020–2030 годы. Согласно плану, государство должно помогать россиянкам стимулировать рождаемость.
"Более важной задачи, чем народосбережение, у нас сейчас нет"
Спустя полтора месяца, 28 июня 2023 года, на заседании комиссии Госсовета по социальной политике вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова предложила губернаторам в регионах ограничить выдачу лицензий на проведение абортов. Вице-спикер привела в пример Мордовию, где частные клиники перестанут предоставлять эту услугу – такое решение принял губернатор Артем Здунов совместно с руководством коммерческих медорганизаций региона на добровольной основе. Ранее сообщалось, что еще в 2020 году власти Мордовии рассылали частным клиникам "рекомендации" отказаться от услуг по прерыванию беременности.
Кузнецова заявила на заседании комиссии по социальной политике, что на территориях, где нет частных клиник, в которых можно сделать аборт, рождаемость выше. "Сейчас ничто не мешает главам регионов принять решение на собственной территории, учитывая, что именно они являются теми, кто выдает лицензию на соответствующую деятельность [на прерывание беременности]", – сказала она. А президент фонда "Женщины за жизнь" Наталья Москвитина предложила перевести услугу прерывания беременности исключительно в государственные больницы.
Заместитель руководителя аппарата правительства Ольга Кривонос также сообщила, что 4,5 млн россиянок фертильного возраста не имеют ни одного ребенка. Она рассказала о результатах программы доабортного консультирования в государственных клиниках. Оказалось, что из 245 тысяч женщин, решивших сделать аборт, 54 тысячи после таких консультаций отказались от него. Губернатор Новгородской области Андрей Никитин отметил, что "более важной задачи, чем народосбережение, у нас сейчас нет".
В Беларуси, как и в России, рождаемость снижается, а Александр Лукашенко регулярно публично высказывается о том, что женщины должны чаще и больше рожать. В последний раз Лукашенко затронул вопрос демографии, выступая на предприятии "Могилевлифтмаш" 10 июля 2023 года: "Предприятия мы построим, это не вопрос, люди нужны. Девчата, рожать нужно. Если в каждой семье будет по трое детей, снимем всю проблему. Два мало, трое надо. Для многодетных (относительно жилья) по стране, в целом мне докладывают, что сняли проблему – пятеро точно имеют свое жилье и даже трое. Там практически нет очереди, почему? Потому что демографическая проблема – вопрос номер один для нас и не только для нас".
Препараты для медикаментозного аборта: как их продают сейчас и как пытались запретить семь лет назад
17 июля 2023 года на брифинге после мероприятия думской фракции "Единой России" министр здравоохранения Михаил Мурашко предложил ограничить продажу препаратов для медикаментозного прерывания беременности и сказал, что это должно "жестко контролироваться": "Сегодня обсуждались вопросы демографических направлений, в частности, ограничение продажи и перевод на предметно-количественный учет препаратов для прерывания беременности. Мы поддерживаем эту инициативу и считаем, что в этом году этот процесс надо завершить". Мурашко предложил отнести такие препараты к лекарствам предметно-количественного учета – сейчас в этот перечень входят наркотические и психотропные вещества.
Медикаментозный аборт – один из наиболее безопасных из существующих методов прерывания беременности. Его эффективность составляет 98%. В России он утвержден законом "Об охране здоровья граждан” (статья 36). На сегодняшний день женщина имеет право сама решать вопрос о материнстве. Медикаментозный аборт можно сделать по личным соображениям, если срок беременности составляет меньше 12 недель. По социальным показаниям – до 22 недель, по медицинским показаниям – независимо от срока беременности. Согласно закону РФ "Об охране здоровья граждан", прерывание беременности, в том числе медикаментозное, проводят в рамках ОМС в учреждениях, у которых есть на это лицензии. Незаконное проведение абортов влечет уголовную ответственность.
Сейчас в России препараты для медикаментозного аборта продают по рецепту врача. Сам медикаментозный аборт также можно сделать в клинике. Еще семь лет назад, в 2016 году, сенаторы, среди которых была Елена Мизулина, хотели запретить продавать препараты для прерывания беременности даже по разрешению врача – мотивируя это тем, что во многих аптеках их продают без рецепта. О таких нарушениях говорила директор фармдистрибьютора "Интер-С Групп" Настасья Иванова: по ее словам, эти препараты входят в топ-10 лекарств, которые реализуются незаконно. Тогда об этом законопроекте в СМИ писали как о событии, которым "сенаторы объявили войну медикаментозным абортам". Однако в 2016 году законопроект не прошел – его не поддержало правительство. После этого, в 2017 году, служба по надзору в сфере здравоохранения рассказала, что составила лишь 18 протоколов по выявлению в аптеках фактов незаконной продажи препаратов для медикаментозного прерывания беременности.
"В России в большинстве случаев это делается в медицинских организациях"
Доктор медицинских наук, профессор Василий Власов считает, что предлагаемое Минздравом нововведение по факту изменит только правила учета лекарств, потому что случаи приобретения медикаментов для аборта без рецепта крайне редки, а большинство медикаментозных прерываний беременности в России проводится в клиниках:
"Лекарственный или медикаментозный аборт можно сделать, условно говоря, и дома, но поскольку власти – и российские, и французские, и итальянские, и любые другие – хотят контролировать репродуктивное поведение граждан, а также потому, что с применением таких медикаментов связаны некоторые побочные эффекты, доступ к этим лекарствам везде и всегда ограничен. Да, конечно, есть некоторое количество людей, которые находят доступ к этим лекарствам на черном рынке, сделать с этим что-либо очень сложно. Но большинство медицинских прерываний беременности делается в медицинских организациях – потому что это нормальный и привычный элемент медицинской помощи. В России, подчеркну, в большинстве случаев сейчас это делается непосредственно в медицинских организациях, а лекарства эти продаются по рецепту. Более того, в нескольких регионах проводилась проверка, и было установлено, что количество выданных рецептов соответствует количеству проведенных процедур – то есть это нормальное медицинское обращение", – сказал Власов Настоящему Времени.
Согласно отчету Минздрава, всего в 2022 году в России было сделано более 395 тысяч абортов, среди которых медикаментозных – чуть более 179 тысяч (что на 5,3 процента меньше, чем в 2021 году). К абортам в основном обращаются замужние женщины и женщины, состоящие в гражданском браке, при уже не первой беременности и в возрасте 25 лет и старше.