Полиция пришла как минимум к семи журналистам, участвовавшим в освещении акций протеста, в том числе митинга 21 апреля в поддержку российского оппозиционного политика Алексея Навального.
Так, утром полицейские задержали корреспондента телеканала "Дождь" Алексея Коростелева по делу о митинге 21 апреля. Коростелев в тот день работал как журналист – у него были аккредитация, редакционное задание и жилет с надписью "Пресса". Через несколько часов его отпустили без протокола после того, как ему привезли редакционное задание. Ему пришлось также написать две объяснительные записки и подписать обязательство о явке в полицию 30 апреля.
Сотрудники правоохранительных органов также пришли домой к корреспонденту радиостанции "Эхо Москвы" Олегу Овчаренко. Как сообщил главред "Эха" Алексей Венедиктов, 21 апреля журналист освещал протестную акцию в Москве "в соответствии с редакционным заданием". От Овчаренко потребовали явиться в ОВД с редакционным заданием и пресс-картой.
К специальному корреспонденту "Медузы" Кристине Сафоновой пришел участковый, который назвался Евгением Решетняком. По данным из открытых источников, человек с таким именем и фамилией работает в отделе МВД по московскому району Западное Дегунино.
Сафонова рассказала "МБХ медиа", что ей после ухода участкового позвонили из отдела полиции. "Позвонили из Молжаниновского отдела полиции, к которому я не отношусь. Сказали, что им пришло мое дело по ошибке. Уточнили, была ли я на митинге и в качестве кого. Попросили прислать фото документов, которые подтверждают, что я журналист. Дальше, сказали, что, скорее всего, придется явиться к ним для дачи объяснений", – рассказала она.
Корреспондент "Радио Свобода" Антон Сергиенко рассказал, что полицейские приходили домой и к нему. По его словам, в ОВД ему два часа задавали вопросы. "Это теперь новый тренд – ЦПЭ [Центр по противодействию экстремизму] присылает списки в ОВД по району, кого отработать с камер после митинга. То, что я журналист, они знали. Редакционное задание постфактум проверять, – написал он на своей странице в фейсбуке. – Отпустили, извинились. Но это не означает, что можно приходить ко мне домой, долбить дверь тамбура, представляться уголовным розыском и пугать всех соседей на клетке. Уже не в первый раз".
Кроме того, полиция приходила к журналисту "Комсомольской правды" Александру Рогозе и главе фотоотдела телеканала RTVI Ивану Краснову. Журналистку ИА "Вольница" Елизавету Лошак задержали накануне из-за акции в поддержку члена Либертарианской партии и председателя движения "Гражданское общество" Михаила Светова. Она во время акции выполняла редакционное задание издания. Ее отпустили из отдела полиции под обязательство о явке.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопрос о задержаниях журналистов заявил, что они могут быть связаны с тем, что "не журналист находился митинге с журналистским удостоверением", то есть "не являясь журналистом, он получил журналистское удостоверение". По его словам, журналистам необходимо обратить на этот факт внимание и обратиться к тому СМИ, которое выдало такой документ. "Это вопиющий совершенно акт", – заявил он.
Правозащитная организация Amnesty International призвала запретить использование систем распознавания лиц на митингах в России в связи с задержаниями журналистов и активистов. По словам директора российского представительства организации Натальи Звягиной, "это новый и крайне тревожный поворот событий".
"Никогда прежде полиция не использовала свою сеть слежения для идентификации мирных протестующих так широко, – отметила она. – Раньше протестующим угрожали избиения и произвольные задержания полицией на митинге. Сейчас же, если вы избежали этого, это не значит, что вы можете чувствовать себя в безопасности – репрессивная машина знает, кто вы, и может прийти за вами в любой момент".