2023 стал годом значительных трансформаций для региона Южного Кавказа. Но ожидаемые в грядущем году события тоже могут существенно повлиять на ситуацию в регионе.
Азербайджан и Армения выражают полную готовность заключить окончательное соглашение о мире. Но при этом стороны никак не могут согласовать итоговый вид документа, продолжая при этом активно вооружаться.
В Грузии отмечают получение статуса кандидата на вступление в ЕС и готовятся к парламентским выборам. Их итоги предопределят развитие страны на следующие четыре года. Несмотря на то, что до голосования еще 10 месяцев, предвыборная гонка фактически уже началась, а политическая ситуация вновь обострилась. О главных событиях уходящего года на Кавказе – в сюжете Настоящего Времени.
"Однодневная война" и возможное соглашение о мире между Арменией и Азербайджаном
Конец сентября 2023 года. Военная операция Азербайджана против самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики. Это событие, известное как "однодневная война", существенно изменило геополитический расклад сил на Южном Кавказе.
По итогам вооруженных столкновений власти самопровозглашенной республики объявили о ее упразднении. Баку объявил о возвращении Карабаха под свою юрисдикцию. Ереван, ранее поддерживавший власти самопровозглашенной республики, признал Карабах частью Азербайджана и подтвердил готовность к миру. Конфликт, начавшийся еще в конце 80-х годов прошлого века, казалось бы, вот-вот разрешится. Но дальше публичных заявлений с обеих сторон о намерениях заключить мир дело пока так и не продвинулось. С чем это может быть связано, объясняют армянские и азербайджанские политологи.
"Перспективы подписания мирного соглашения зависят от одного: насколько к этому готов собственно Азербайджан, и насколько он готов уступать тому давлению, которое на него оказывает Запад, в первую очередь США, и насколько он готов отстаивать интересы России, которая категорически против подписания мирного соглашения. Особенно в условиях, когда это соглашение фактически модерируется Западом, – считает ассоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности Давид Степанян. – Общеизвестно, что установление мира в регионе невыгодно России и никогда не было выгодно, потому что она благодаря этому оперирует в регионе и сохраняет контроль над всем Южным Кавказом".
"Есть большая вероятность, что в следующем, 2024 году этот договор все-таки будет подписан. Обе стороны говорят, что он согласован где-то на 60–70 процентов, – говорит политический обозреватель Шахин Рзаев. – Естественно, кому-то придется что-то уступить. Это уже предмет переговоров. Главный вопрос, который все еще не согласован, – это дорога через Зангезур, соединяющая основную часть Азербайджана с Нахичеванской автономной республикой. Это очень важная дорога и для Армении, и для всего региона, и для Ирана, и для Турции".
Так называемый Зангезурский, он же Сюникский, коридор – это проект транзитного маршрута через территорию Армении, который должен соединить Азербайджан с его эксклавом – Нахичеванской автономной республикой – и далее с Турцией. Проект крайне выгоден для Баку, поскольку сейчас сообщение с автономией осуществляется преимущественно по воздуху.
Ереван готов разрешить транзит по своей территории, но требует согласования ряда условий, в частности – статус будущего вероятного коридора. При этом в Ереване опасаются, что если процесс достижения мирного соглашения с Азербайджаном сорвется, то Баку может попытаться решить вопрос транзита силой, а именно аннексировать часть Армении. Сам президент Азербайджана Ильхам Алиев обещает, что азербайджанцы обязательно вернутся в Зангезур, но "не на танках, а на легковых автомобилях".
Как бы то ни было, Армения активно усиливает оборону. И с этой целью Ереван в 2024 году, вероятно, продолжит углублять отношения с Западом. Надежды властей Армении на поддержку со стороны России и ОДКБ не оправдались. Более того: отношения между Москвой и Ереваном ухудшились настолько, что в Армении открыто заговорили о заинтересованности России в смене власти в этой республике.
"Риски есть всегда. Россия уже пыталась изменить власть в Армении. Людям, которые пытались это осуществить – это так называемая оппозиция в Армении, за которой стоит Россия, – это не удалось, – говорит Давид Степанян. – Потому что широкой общественной поддержки такие люди не имеют. Все прекрасно понимают, что за ними стоит Россия. И менять нынешнюю власть, которой, мягко говоря, не все довольны, на людей, за которыми стоит Москва, наш народ не хочет. Наше общество к этому не готово. Поэтому провести переворот и сменить власть в Армении посредством массового недовольства у России сейчас возможности нет".
Тем не менее армянские власти продолжают сталкиваться с внутренними вызовами. После "однодневной войны" в Армению из Карабаха бежали около 100 тысяч армян – это практически все бывшее армянское население этого региона. Оппозиция обвинила правительство Никола Пашиняна в невозможности обеспечить права и безопасность этих людей. Потеря Карабаха, гуманитарный кризис и ухудшение отношений с Москвой – вот то, вокруг чего объединилась армянская оппозиция.
А вот на внутреннем политическом поле Азербайджана все, кажется, стабильно и спокойно. Президент Ильхам Алиев уже вошел в историю как лидер, восстановивший территориальную целостность страны. Даже критика оппозиции, чьи активисты находятся преимущественно за пределами Азербайджана, уже не звучит в адрес Алиева так жестко, как прежде. Тем не менее, глава государства объявил о назначении досрочных президентских выборов. Они состоятся седьмого февраля 2024 года, в том числе впервые пройдут в Карабахе.
"Президентские выборы сейчас у нас формальность, – говорит Шахин Рзаев. – Никто не сомневается, в том числе самые оппозиционные лидеры, что Ильхам Алиев будет переизбран. Поэтому он решил сперва избавиться от этой необходимости долгого ожидания и предвыборной пропаганды и сразу получить карт-бланш перед тем, как перейти к другим важным решениям".
Внутренние политические конфликты в Грузии
А вот соседнюю Грузию в течение почти всего 2023 года сотрясали внутриполитические распри. Так, в начале года власти вопреки рекомендациям Евросоюза попытались принять скандальный закон об "иностранных агентах". Оппозиция обвинила власти в попытке перенять российскую модель правления, а также в саботаже процесса евроинтеграции. Многотысячные акции протеста и столкновения с полицией заставили правящую силу отозвать законопроект.
А осенью правящая партия, опять вопреки позиции ЕС, инициировала процедуру импичмента президента Саломе Зурабишвили. Официальная причина – зарубежные визиты главы государства, которые она якобы совершает без ведома и согласия правительства. Правда, правящей партии не хватило голосов для отстранения президента от должности. Несмотря на все эти события, которые явно были не по нраву европейским партнерам Грузии, страна в декабре все-таки получила статус кандидата на вступление в ЕС.
"Грузии теперь придется сближать свою политику с политикой Евросоюза, который уже практически требует от Грузии присоединения к некоторым мерам. А это значит, что Грузии все же придется присоединиться к какой-то части антироссийских санкций, иначе наш прогресс [на пути евроинтеграции] просто не будет рассматриваться. Это, разумеется, вызовет некое понижение качества отношений с Россией. Потому в целом со стороны России не исключены определенные враждебные шаги", – считает политолог, старший исследователь Фонда Рондели Каха Гоголашвили.
Тем не менее Тбилиси пока еще не отказывается от торгово-экономических отношений с Москвой. Так, в 2023 году по решению российской стороны было возобновлено авиасообщение между странами, а для граждан Грузии были отменены визы для посещения России. Впрочем, отношение населения Грузии к России остается негативным. Так, по результатам одного из последних опросов общественного мнения, проведенного в Грузии осенью 2023 года Международным республиканским институтом США (IRI), интеграцию в ЕС поддерживают 86 процентов опрошенных, тогда как пророссийской курс более привлекателен для 11 процентов.
Вместе с тем по-прежнему сильной остается среди грузин поддержка Украины – в течение 2023 туда продолжали ехать грузинские добровольцы, а число погибших на войне грузинских граждан превысило полсотни.
Осенью 2024 года в Грузии пройдут парламентские выборы и такие общественные настроения вполне могут обернуться против действующей власти. Впрочем, разрозненность оппозиции и низкий уровень доверия к политическим партиям в целом могут повысить шансы правящей "Грузинской мечты".
"По демократическим канонам не обязательно, чтобы проголосовало большинство населения. Важно, чтобы проголосовало [за конкретную партию] большинство пришедших на выборы. А у "Грузинской мечты" есть административный ресурс – не случайно же они наращивают количество бюджетников. И бюджетники придут и за них проголосуют, – говорит политолог Гела Васадзе. – В том-то все дело, "Грузинской мечте" не нужно выдумывать велосипед. При таких условиях и при таком темпе и развитии ситуации "Грузинская мечта" может пока особо не беспокоиться. Но я подчеркиваю: это сейчас, сегодня, в декабре 2023-го".
Лидеры европейских структур уже заявили: они будут внимательно следить за грядущими парламентскими выборами в Грузии. Проведение прозрачного и свободного голосования – одно из требований ЕС, которые необходимо выполнить Тбилиси для перехода к следующему этапу евроинтеграции, а именно к началу переговоров о вступлении.
Территориальный спор между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха длится с конца 1980-х годов. Населенная в основном этническими армянами Нагорно-Карабахская автономная область при поддержке Армении заявила о выходе из Азербайджанской ССР, а в сентябре 1991 года объявила о создании "Нагорно-Карабахской Республики".
За период вооруженного конфликта 1988–1994 годов в сепаратистском регионе погибли 30 тысяч человек. Нагорный Карабах и несколько прилегающих к нему районов Азербайджана перешли под фактический контроль вооруженных сил Армении. В результате сотни тысяч человек, в основном этнические азербайджанцы, стали беженцами и вынужденными переселенцами.
"Нагорно-Карабахская республика" официально не признана ни одной из стран ООН, в том числе Арменией. В 1993 году ООН приняла четыре резолюции с требованиями вывода армянских войск из региона Карабаха и признанием территории частью Азербайджана.
После очередного обострения ситуации в конце сентября 2020 года Азербайджан вернул под свой контроль районы вокруг Нагорного Карабаха и взял древний и символически значимый город Шуша (на армянском Шуши). На следующий день после взятия Шуши премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент России Владимир Путин подписали заявление о прекращении огня в Нагорном Карабахе. По условиям договора, за Арменией и Азербайджаном закреплены территории, на которых находились войска на момент подписания документа. Вдоль линии соприкосновения размещена миротворческая миссия России.
После этого Азербайджан начал блокаду районов Карабаха, населенных этническими армянами: на единственной дороге были установлены блокпосты, которые не пропускали в регион никакие грузы, в том числе продовольствие и гуманитарную помощь. Жители армянских районов Карабаха сообщали о голоде.
19 сентября 2023 года Азербайджан начал "антитеррористическую операцию" в районах Карабаха, населенных этническими армянами: она закончилась капитуляцией властей самопровозглашенной республики.