После начала войны в Украине Россию покинули сотни тысяч граждан, которые были не согласны с политикой Кремля и стремились избежать репрессий, мобилизации и проблем, вызванных экономическими санкциями. Среди наиболее популярных направлений для переезда были бывшие союзные республики Центральной Азии и Кавказа.
Согласно подсчетам издания The Bell, больше всего россиян осело в Грузии, на втором месте среди постсоветских государств – Казахстан, на третьем – Армения. По состоянию на декабрь 2022 года в Армении проживало не менее 40 тысяч новоприбывших россиян, это чуть больше одного процента всего населения страны (2,7 млн человек). Эта цифра не учитывает тех, кто перебирался в Армению на время и уже вернулся в Россию или переехал в третью страну.
Армения привлекает россиян облегченным режимом въезда и пребывания: если без визы можно въехать и в соседние Грузию и Азербайджан, то без загранпаспорта среди стран Южного Кавказа – лишь в Армению. Россияне, как граждане государства – члена Евразийского экономического союза, могут оформить в Армении временную регистрацию и получить право на работу в этой стране по упрощенной схеме. Премьер-министр страны Никол Пашинян уже объявил, что приток IT-специалистов из РФ положительно влияет на экономику Армении: в том числе благодаря им экономический рост в Армении в 2022 году составил 12,5%. Многие блогеры и авторы гайдов по эмиграции указывают, что в Армении, в отличие от многих других стран, "отсутствует политическая русофобия".
Idel.Реалии опросили нескольких уехавших в Армению россиян о том, как те устроились в новой стране и как к их наплыву относятся местные жители.
"В Армении дышится вольнее"
До начала войны в Украине IT-специалист Александр Ярви и его супруга София жили в Туле. Весной 2022 года они переехали в Армению.
"Причин тому было три, – рассказывает Александр. – Во-первых, простота въезда, поскольку на тот момент загранпаспорт был только у меня, и вообще простота легализации для граждан России. Во-вторых, мы слышали много хорошего об Армении от наших друзей семьи, которые были здесь много раз. В-третьих, мы были уверены, что здесь будет как минимум вольнее дышаться – и Армения превзошла все наши ожидания".
"Армяне очень и очень дружелюбны. Здесь легко взаимодействовать и с различными структурами, например, открыть банковский счет или стать индивидуальным предпринимателем, – рассказывает Александр. – В Ереване очень низкий уровень преступности, здесь можно гулять по городу ночью и чувствовать себя совершенно спокойно. Кроме того, здесь весьма неплохой выбор продуктов в магазинах и в целом невысокая стоимость жизни: общественный транспорт, например, здесь стоит примерно столько же, сколько в Туле, а общепит даже дешевле".
Еще одним важным преимуществом Армении Александр называет политическую обстановку:
"Внутриполитически Армения очень свободна. На антивоенных акциях проблем с полицией не бывает – наоборот, она охраняет нас от провокаторов. Во время визита в миграционную службу я заметил рекламу dopomoga.am – организации, занимающейся помощью беженцам, – на украинском языке. Что касается внешней политики, то слухи о "пророссийскости" страны, мягко говоря, преувеличены – Армения в основном воздерживается на голосованиях ООН касательно России. Она отказалась проводить учения ОДКБ на своей территории, налаживает отношения с западными странами", – говорит россиянин.
Среди минусов Армении как направления для переезда он отмечает лишь взлетевшие из-за массовой "релокации" цены на аренду жилья, проблемы с экологией и трудности с поиском работы для людей вне сферы IT и не имеющих возможности зарабатывать удаленно.
Ярви изучает армянский язык и старается интегрироваться в местное общество – для того, чтобы в будущем получить гражданство Армении. "Несмотря на то, что львиная доля населения владеет здесь русским языком, я думаю, что владение армянским – это вопрос уважения", – считает он.
"Раздражает, когда россияне ругают местных за плохое знание русского"
Анна переехала из России в Армению по семейным причинам – за полгода до начала войны в Украине. Вскоре она получила гражданство этой страны в рамках репатриации по этническому признаку.
Главные открытия, которые Анна сделала после переезда, связаны не столько с этнической культурой, сколько с ее бытовыми проявлениями – по словам репатриантки, жизнь в Армении заметно отличается от жизни в России в лучшую сторону:
"Здесь не так страшно выходить на улицу, в том числе вечером и одной. Я слышала, что здесь очень низкий уровень преступности, и на улицах это действительно ощущается. Люди, с которыми ты контактируешь, не настроены к тебе заведомо негативно и агрессивно, – рассказывает она. – После России непривычно видеть на улицах столько улыбающихся людей или людей, которые гуляют по центру города с детьми".
Анна признается: она начала учить армянский язык, потому что было неприятно, когда собеседникам из-за нее одной приходилось переходить на русский.
"Я привыкла к Армении и полюбила ее, здесь я впервые поймала себя на мысли, что страна, в которой ты находишься, может быть важной частью твоей жизни, чем-то хорошим, – говорит она. – И после России Армения ощущается очень соразмерной тебе в хорошем смысле: проще любить страну, когда четко понимаешь, из чего она состоит".
В первые недели после начала войны в Украине, рассказывает Анна, ей сложно было заметить перемены, которые происходили в Армении.
"А потом в какой-то момент я вышла на улицу и поняла, что слышу практически только русскую речь. Я не против русскоязычных людей и рада, что они здесь в безопасности, но то, насколько изменился город, меня задело, – признается она. – Меня задевает и то, что некоторые россияне, которые приехали сюда, ведут себя надменно и относятся к местным так же, как относились к армянам в России. Я снова стала слышать неуместные комментарии в адрес людей только потому, что они как-то иначе выглядят или разговаривают. Это, конечно, редкие случаи, но они въедаются в память!"
"Больше всего раздражает, когда россияне ругают местных за плохое знание русского или в принципе ожидают, что все будут говорить с ними на их языке. Алло, вы в другой стране! Вы покинули Россию!" – возмущается девушка.
"Я живу в самом центре Еревана, но привыкла, что по ночам здесь спокойно и тихо, – продолжает женщина. – После массового притока россиян я начала просыпаться ночью от того, что кто-то орет у меня под окном, то есть на улицах появились те самые компании, из-за которых в России мне было страшно выходить из дома вечером".
"Армении к беженцам не привыкать"
"Несмотря на то, что Армения – страна маленькая и изолированная, она достаточно интернационализирована. Сюда ездит много туристов, существуют тесные диаспоральные связи. В общем, местные жители привыкли к тому, что в страну приезжают граждане разных государств и представители разных этнических групп, и вполне толерантно относятся к проявлениям чужой культуры, несмотря на общую патриархальность и консерватизм, – рассказывает студент-философ из Еревана Даниэль Недолян. – Конфликты на национальной почве возникают крайне редко, отношение армян к приезжим очень спокойное".
"Что касается конкретно беженцев и вынужденных мигрантов, Армении к ним не привыкать – она уже принимала их во время гражданской войны в Сирии и событий в Бейруте, армян из Арцаха [армянское название Нагорного Карабаха]", – подчеркивает он.
По его словам, открытость к беженцам – это часть национального армянского мифа и самосознания.
"Армения, то есть историческая Восточная Армения, когда-то приняла очень много беженцев из Западной Армении: регионов сегодняшней Турции, пострадавших от геноцида армян в Османской империи. Практически любой армянин имеет предков, которые бежали сюда из-за войны или геноцида, так что это укоренено в нашей культуре. Я думаю, это влияет и на отношение армян к переехавшим в страну россиянам – люди относятся к ситуациям бегства и вынужденной миграции с пониманием", – считает Даниэль.
Студент подтверждает, что из-за массового притока россиян весной 2022-го в Армении резко подорожали аренда недвижимости и такси, в ступор впали банковская сфера и паспортные столы, изменился облик улиц, русская речь в центре города стала чем-то повсеместным и обыденным.
"Пожалуй, к росту цен сводятся основные претензии местных ко всей этой ситуации, – рассуждает Даниэль. – Новая российская община много сделала для того, чтобы ее не ругали по другим фронтам. Подобная ситуация уже была во время массового исхода из Сирии – и сирийские армяне затем тоже интегрировались, создали ряд бизнесов в Армении, которые пользуются популярностью и среди местных".
По словам Недоляна, самыми знаковыми инициативами, улучшившими мнение армян о российских иммигрантах, стали экологические проекты по уборке общественных пространств. В Армении есть проблема с замусоренностью, и русские начали с этим бороться с первых дней.
"У многих встречаются проявления колониальной имперскости"
В то же время, считает ереванец, у многих иммигрантов встречаются проявления колониальной и имперской оптики, находятся те, кто воспринимает бывшие союзные республики как "ненастоящую заграницу", малоразвитые страны, куда русские когда-то "принесли цивилизацию". Впрочем, Недолян отмечает, что публичные выражения таких мнений обычно замкнуты внутри русскоязычного пространства – такие взгляды релоканты могут высказывать в твиттере, которым мало кто пользуется среди армян, поэтому местные жители зачастую просто об этом не узнают.
"На уровне личного общения, конечно, у россиян часто встречается некоторая неотрефлексированность своего положения в стране. Некоторые, например, требуют, чтобы все с ними общались на русском, воспринимая это как данность. Есть и ряд новых заведений, которые работают чисто для россиян, персонал там вряд ли сможет принять заказ от армяноязычного клиента", – отмечает студент.
"Я думаю, большинство россиян рано или поздно уедет. Многие воспринимают Армению как перевалочный пункт по дороге в более привлекательные страны, и имеющаяся статистика по въездам и выездам это подтверждает. Остальные, наверное, вернутся в Россию, когда у них появится такая возможность, – считает Недолян. – Как много россиян останется здесь и на какой срок, зависит от того, как будет меняться внутренняя ситуация в России и насколько европейские страны будут готовы принимать российских иммигрантов. Если нынешний тренд продолжится, то в Армении будет оставаться какое-то количество россиян, но в случае демократизации России, вероятно, почти все ее покинут".
Материал полностью можно прочитать на сайте Idel.Реалии