Ссылки

Новость часа

"Говорил брату: "Не езжай туда, маловероятно, что вернешься живым". История пропавшего в Украине узбекистанца, завербованного ЧВК "Вагнер"


"Я говорил ему: "Время быстро пролетит, не езжай в Украину!" История узбекистанца, завербованного ЧВК "Вагнер" в российской колонии
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:56 0:00

"Я говорил ему: "Время быстро пролетит, не езжай в Украину!" История узбекистанца, завербованного ЧВК "Вагнер" в российской колонии

На войне в Украине продолжают гибнуть граждане стран Центральной Азии. Большинство погибших – обладатели российских паспортов, которые были мобилизованы как граждане РФ, или заключенные российских колоний, которых завербовала на фронт ЧВК "Вагнер".

В редакцию узбекской службы Радио Свобода/Радио Озодлик обратились родственники узбекистанца по имени Хушнудбек, который отбывал восьмилетний срок за убийство в российской колонии в селе Арейское в Красноярском крае. Они рассказали, что их родственник был завербован вагнеровцами и отправлен на войну: мужчина не выходил на связь с 9 февраля этого года и, вероятно, уже погиб. О том, что узбекистанец отправился на войну, сообщила мать заключенного, с которым Хушнудбек отбывал срок в красноярской тюрьме.

"Я спросил брата: правда ли то, что мне сказала эта женщина? Брат сказал мне: "Не верь, это неправда, у меня все хорошо", – пересказывает свой разговор с завербованным узбекистанцем его брат Дильшодбек. – А потом он выключил телефон!"

"Я предположил, что он все равно уехал в Украину. Потому что у него был номер, с которого он мне постоянно звонил, я всегда закидывал деньги на этот номер, чтобы он мог звонить мне и родным, – объясняет он. – А спустя совсем немного времени мне позвонил неизвестный мужчина и сказал, что сидел в тюрьме с моим братом, и попросил больше не закидывать деньги на счет этого номера".

"Он мне сказал: "Твой брат больше не будет звонить с этого номера", – говорит Хуршодбек.


Колония в селе Арейское относится к мужским колониям строгого режима: там содержатся лица, неоднократно совершившие особо тяжкие преступления. По данным российского правозащитника Ивана Асташина, из этой колонии Пригожин смог завербовать на войну в Украине около 150 заключенных.

Журналистам Радио Свобода удалось связаться с женщиной, сын которой отбывал срок вместе с Хушнудбеком и также был завербован и отправлен в Украину на войну.

"С ноября месяца они воюют в Украине. Их наняла ЧВК "Вагнер",
– рассказывает Лилия, мать завербованного заключенного. – Все они сейчас находятся в одном месте, в Авдеевке (Донецкая область). Они заключили контракт на шесть месяцев".

Женщина рассказала, что ее сын был ранен и попал в госпиталь, но потом его снова отправили в бой.

"Получив ранения, мой сын попал в госпиталь: он позвонил мне оттуда и сказал: "Нам сказали, что скоро нас вывезут в Россию, срок контракта заканчивается, 7 мая мы будем дома", – пересказывает мать этот разговор. – Но после того, как мой сын вылечился, его снова бросили на фронт! Оказывается, там идут тяжелые бои. Мы получаем его зарплату, поэтому думаем, что он жив".

"Я была категорически против того, чтобы мой сын подписывал контракт. Но он не послушал меня, – говорит Лилия. – Оставался всего год до его освобождения, в декабре этого года он должен был выйти на свободу! А сейчас я каждый день плачу, уже вся голова седая стала за полгода".

Брат Хушнудбека Дильшодбек тоже говорит, что пытался отговорить своего родственника от поездки на войну, но ему это сделать не удалось.


"Я говорил брату по телефону: "Не езжай туда! Маловероятно, что ты вернешься оттуда живым, – говорит Дильшодбек. – И даже если вернешься, то тебя осудят в Узбекистане, потому что узбекским гражданам, принимающим участие в военных действиях в другой стране, грозит от 5 до 10 лет тюрьмы! Ты что, отсидишь в другой стране, а затем приедешь сюда, в Узбекистан, и тоже попадешь в тюрьму?"

"Ему из восьми лет осталось отсидеть только семь лет. Я говорил ему: "Время быстро пролетит, не езжай в Украину!" – замечает Дильшодбек. – Но брат говорил мне, что не поедет на войну".

Родственники узбекистанца говорят, что сейчас им официально неизвестно, жив он или мертв. Человек по имени Сергей, который, предположительно, вербовал заключенных в ряды ЧВК "Вагнер" в красноярской колонии, на вопрос журналистов Радио Свобода ответил очень коротко: "Информация о нем к нам не поступала. В списке погибших его нет".

То, что основатель ЧВК "Вагнер" Евгений Пригожин лично участвовал в вербовке заключенных в четырех красноярских колониях, Радио Свобода подтвердил местный священник Георгий Козгов. По его словам, Пригожин ездил в колонии края в ноябре 2022 года.

"Не могу сказать точно, но думаю, что не меньше ста туда (на фронт) отправились. Они (заключенные) добровольно пошли, сами, не ради того, чтобы им срок скостили, – говорит Георгий Козгов. – Они понимали, что это опасность, что они будут на передовой, но они искренне хотят помочь стране".

Украинские военные, которые сражаются на Донбассе, неоднократно рассказывали Настоящему Времени, что заключенных используют в качестве штурмовиков для прорыва украинской обороны, не считаясь с потерями. Их гонят под пули, выставляя сзади заградотряды и не давая забирать раненых с поля боя. Сколько именно завербованных заключенных погибло в таких штурмах – ни Минобороны РФ, ни ЧВК "Вагнер" не раскрывает. Однако очевидцы сообщают о резком расширении кладбищ вагнеровцев в нескольких регионах России. В том числе там хоронят и выходцев из стран Центральной Азии.

ПО ТЕМЕ

XS
SM
MD
LG