Российские власти собираются рекордно повысить тарифы на газ из-за падения доходов "Газпрома", который из-за санкций потерял выручку от поставок газа.
По данным аналитиков компании "Выгон консалтинг", сам "Газпром" в этом году потеряет до 90 млрд долларов выручки в сравнении с прошлым годом. А российский бюджет в этом году недополучит из-за этого налогов на 28 млрд долларов. Эта сумма сравнима с дефицитом бюджета, который уже возник в России по итогам первых пяти месяцев этого года. Это почти столько же, сколько все российское государство тратит на медицину.
С 1 июля следующего года газ в России подорожает на 8%, а затем – еще на 8% в 2025 году. В декабре прошлого года цены на газ уже подняли на 8,5%. И если сложить все повышения, то получится, что менее чем за четыре года газ подорожает в России на четверть.
Почему "Газпром" повышает цены на газ – рассказал аналитик нефтегазового сектора RusEnergy Михаил Крутихин.
– "Газпром" повышает цены для россиян на газ на 8% в 2024 году и на 8% в 2025 году. Связано ли это действительно с желанием возместить потерянные доходы или журналисты в таких трактовках несколько преувеличивают?
– Я думаю, несколько обобщают, потому что газ на внутренний рынок поставляет не только "Газпром". Мало того, "Газпром" поставлял примерно 45%, а 55% газа на внутренний рынок поставляли другие компании, в том числе нефтяные. И ситуация такая, что в России рынка газа нет. Цены и для промышленных потребителей, и для частных потребителей определяются правительственными постановлениями, в которых правительство закрепляет то, что решает Федеральная антимонопольная служба. Поэтому не "Газпром" тут главный, а главное – это желание правительства собрать больше денег с населения. Действительно, у населения скопилось много денег. Говорят, что до 90 трлн рублей – это накопления на банковских счетах. Это самый крупный потенциальный инвестор в России. Поэтому каким-то образом эти деньги у населения нужно изымать. Один из способов – повышение тарифов на газ.
– То есть таким образом пытаются наполнить бюджет?
– Да, конечно, потому что бюджет испытывает острую нехватку денег, из-за этого мы видим такие шаги, как предложение правительства ввести секвестрирование некоторых статей бюджета, то есть сокращение расходов на здравоохранение, образование, науку. Даже появились какие-то совершенно парадоксальные планы сократить финансирование, например, Следственного комитета или вертухаев в тюрьмах и колониях – уж на что опора режима. И даже тут в критической ситуации с финансами руководство страны готово пойти на такие немыслимые жертвы.
Да, денег не хватает. Мало того, что отпустили несколько курс иностранной валюты и рубль очень сильно просел за несколько дней. В выигрыше останутся экспортеры из России, но импортеры прогорят, потому что в российских магазинах, например, около 65% всех товаров – импортные. Необязательно из Европы – из Китая, из Турции и других стран. И цены на них, разумеется, будут повышаться. Правительство просто обирает сейчас население.
– Если возвращаться к газу, то получается, что война сказывается сейчас на цене коммунальных услуг? Если я правильно понимаю, газ – это не только сам продукт, но это еще и отопление, нагрев воды, которая идет людям в ванны, кухни, в батареи. Получается, что цены на эти услуги тоже вырастают вместе с ценой газа, верно?
– Да, конечно. Но прежде всего надо учитывать, что в России до 70% электроэнергии вырабатывается с помощью природного газа. То есть когда повышается цена на газ, то автоматически будут повышаться тарифы на электроэнергию. То есть опять платить за войну придется населению.
– Если говорить про объемы экспорта "Газпрома", учитывая санкции, можно прогнозировать, насколько в этом году упадет экспорт и сколько денег еще "Газпром" не заработает?
– Когда говорили, что "Газпром" заменит европейский рынок китайским, то, мягко говоря, преувеличивали, потому что в этом году дополнительно в Китай по маршруту "Сила Сибири" удастся отправить, возможно, на семь-восемь миллиардов кубометров газа больше, чем отправили в прошлом году. Там на проектную мощность тот газопровод еще не вышел, да и проектная мощность – 38 млрд кубометров в год – она намного меньше того, что "Газпром" отправлял в европейское дальнее зарубежье. А туда отправляли 155-180 млрд кубометров в год в разные годы. Китай тут Россию не спасет.
Поэтому этот кризис с экспортом газа – рукотворный. "Газпром" совершил самоубийство как экспортер газа по указанию из Кремля. То есть это было чисто политическое решение: "Уходите из Европы, а те 13,5% доходов федерального бюджета, которые Россия получала от экспорта газа, давайте на это махнем рукой. Не будет больше этих доходов. Мы рассчитываем, что мы заморозим Европу и поставим ее на колени". Вот эта глупая и абсолютно непродуманная позиция и привела к тому, что "Газпром" потерял свою роль как экспортер газа и столкнулся с грандиозными убытками.
– Что касается Европы, правильно отмечают журналисты The Moscow Times, что это рекордно низкий объем со времен 1970-х?
– Да, конечно. Посмотрите, через украинскую территорию обязательство "Газпрома" было прокачивать где-то 167 млн кубометров в сутки. А прокачивал он в последнее время никак не больше 40-42 млн кубометров. Мало того, что в Европу поступает недостаточное количество газа по контрактам "Газпрома", но еще и нарушаются обязательства по транзиту газа с Украиной. То есть украинская сторона может и должна в соответствии с контрактом потребовать возмещение убытков на несколько миллиардов евро из-за того, что "Газпром" не прокачивает столько газа, сколько обязался.
– Если подводить итог прошлой зимы, к следующей зиме Европа готова без российского газа?
– Абсолютно. Европа обойдется без российского газа. Возможно, пострадают некоторые страны типа Австрии, которая до сих пор 63% газа, который ей нужен, получает из России. Но в целом Европа ни с какими кризисами в газовой отрасли не столкнется.
– А если перечислять, то какие страны сейчас заменили Россию?
– Это прежде всего торговцы сжиженным природным газом. Очень большой объем идет из Соединенных Штатов прежде всего. И потом это сжиженный газ из Ближнего Востока – из Катара – из Атлантического региона. Сжиженный газ из таких точек, как, например, Тринидад и Тобаго, Нигерия, Алжир. Это те страны, которые и по трубам, и в сжиженном виде поставляют газ в Европу и увеличивают поставки.