Ссылки

Новость часа

"Если разведчика выслали, его судьба принципиально не меняется". Экс-сотрудник КГБ – о выдворении российских дипломатов


В посольствах и дипломатических представительствах России за рубежом с каждым месяцем остается все меньше российских дипломатов. Так, 26 апреля МИД России объявил персонами нон грата десять сотрудников посольства Норвегии и аппарата военного атташе в ответ на решение официального Осло выслать 15 российских дипломатов по подозрению в шпионаже.

Швеция 25 апреля объявила о высылке пяти российских дипломатов за сбор разведданных в стране.

До этого МИД России объявил, что массово вышлет сотрудников посольства Германии в ответ на высылку из Берлина 20 российских дипломатов. В немецком МИДе при этом официально заявили: так они пытаются сократить количество находящихся в Германии российских разведчиков.

И на фоне взаимных высылок европейские СМИ сообщили, что десятки российских дипломатов в странах Северной Европы могут быть шпионами под прикрытием. Над расследованием работали журналисты из Финляндии, Норвегии, Швеции и Дании, а также сотрудники основанного Михаилом Ходорковским центра "Досье". Авторы выяснили, что сотрудники российской Службы внешней разведки, ГРУ или ФСБ работали в странах под дипломатическим прикрытием – как персонал дипмиссий. Всего в рамках расследования авторы установили имена 38 агентов российской разведки, связанных с дипмиссиями в странах Северной Европы.

О том, как разведчики попадают в дипломатические представительства, Настоящему Времени рассказал бывший сотрудник внешней разведки КГБ СССР Александр Зеленько.

Бывший сотрудник внешней разведки КГБ рассказал о массовой высылке российских дипломатов из Европы
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:15 0:00

Когда вы работали в советской внешней разведке?

– В 1984-1991 годах. Это время активной работы именно в Европе.

Была ли тогда работа внешней разведки завязана на диппредставительство Советского Союза за рубежом?

– Вообще, нужно понимать структуру любого дипломатического представительства – как советского, так и российского. Как известно, есть Дипломатическая академия, которая готовит дипломатов. Параллельно в Советском Союзе и сейчас в России есть Военно-дипломатическая академия, которая в то время имела три факультета. Третий факультет – для иностранных шпионов, которые будут работать на Россию или тогда на СССР. Первый факультет – это жесткая нелегальная агентура. Второй – это уже работа атташе, работа в представительствах типа Русского дома и всего остального.

Всегда в каждом посольстве поддерживалось соотношение: разведчики от 30 до 60%. Из них тоже было деление: 30% – это Главное управление разведки, чисто военная разведка, сейчас это ГРУ, а 60-70% – это ФСБ, бывший КГБ. Почему их было вдвое больше? Потому что, во-первых, половина из них работала в Службе внешней разведки, как это сейчас называется, а половина контролировала посольских работников, потому что все-таки в посольстве от трети до 60% – это профессиональные дипломаты, обслуживающий персонал, охрана – огромное количество людей и их семьи. И за ними нужно вести контрразведывательную работу. Это то, что называлось термином "внешняя контрразведка". Поэтому фээсбэшников всегда вдвое больше, нежели ГРУ.

Готовились они очень специфично. Например, если человек имел какое-то прошлое, связанное с авиацией, просто служил или работал на каком-то аэродроме, он совершенно спокойно может пойти представителем, начиная от "Аэрофлота" и заканчивая любыми частными авиационными или государственными авиаконцернами. Биография его будет, конечно же, подчищена, он будет иметь вроде бы как гражданское образование, но при этом будет связан именно со своей спецификой.

Тот, кто имел техническое образование, будет заниматься техникой и технологией. Тот, кто имел гуманитарное образование, будет работать с людьми: непосредственно вербовка, контроль, отслеживание, манипуляции.

Как правило, посол не является резидентом, им является кто-то из дипломатов второго уровня. То есть это может быть первый советник посольства, руководитель какого-то из отделов, атташе по культуре. В Советском Союзе очень любили именно такие должности. Атташе по культуре – это идеальная должность для резидента.

Судя по тому, что иностранные посольства массово высылают российских дипломатов, получается, эта структура советского времени сохранилась в том же виде и, получается, все про это знают?

– Безусловно. Мало того, структура укрепилась созданием Службы внешней разведки и четким разграничением полномочий ФСБ и СВР. В каждом посольстве идет, что называется, выгрызание зубами ставок: кто больше проведет своих, существует большая конкуренция.

Нужно помнить, Россия – это такая жесткая диктатура и тирания. Тот, кто тирану принесет больше ценной информации, тот будешь хорош. Тот, кто информацию не приносит, того сразу же отзывают, и все его "плюшки" в виде хороших доходов исчезают. Поэтому идет огромная конкуренция. Такой конкуренции нет в разведсообществе ни одной страны мира. ГРУ, ФСБ, СВР – никакой взаимопомощи. Кто первый урвет, кто первый принесет информацию особой важности, тот сразу же получает звание, звездочку, орден и материальный подъем вплоть до Героя России, если это действительно ценная информация. Поэтому сейчас, наоборот, это усилилось.

Я думаю, что если количество разведчиков в СССР было 30-60%, то сейчас не менее 50%. А тем более в связи с проблемами России на дипломатическом и на технологическом фронте количество разведчиков будет увеличиваться до 60-70%.

Сейчас этих людей массово отправляют на родину. Как вы думаете, там им смогут найти применение?

– Их "перекомпостируют", они поедут в другие государства. Если разведчика выслали, его судьба принципиально не меняется. Выслали из Норвегии – он поедет в Грецию. Да, год он побудет на территории своей страны, да, на меньшей зарплате, но ничего страшного, перетерпит. Тем более не нужно было попадать в такие списки.

Дальше работа будет, в принципе, та же самая. Даже после провала ему светит или аналитическая, техническая работа в структуре, или преподавание в той же Военно-дипломатической академии.

Наверное, сейчас, когда людей высылают, они не смогут вернуться в эти страны?

– В эти же – не смогут. В соседние страны – если выслали из Норвегии, то в Швецию или Данию вряд ли уже примут, но в Южную Европу, Латинскую Америку – без проблем. Тем более не на ту же должность. То есть это теперь уже будет не дипломат, а тот же самый представитель какого-то культурного движения, или технического обмена, или научного обмена.

XS
SM
MD
LG