Ссылки

Новость часа

"Самоизоляция – избегание властями ответственности. А когда ввел ЧП, ты взял ответственность на себя". Почему приказы сидеть дома незаконны


Власти Москвы и Московской области с понедельника 30 марта ввели в своих регионах "режим самоизоляции" граждан, жестко ограничив передвижение людей и обязав их сидеть дома. Выходить из квартир можно только за продуктами и к врачу, а также чтобы выгулять домашних животных – на расстоянии 100 метров от дома.

В понедельник аналогичный режим ввели власти еще 28 российских регионов, в том числе Забайкальский край, Иркутская область, Мурманская область и Карелия. При этом в России или в ее отдельных регионах по-прежнему не объявлено чрезвычайное положение – только оно по закону допускает ограничение передвижения граждан. По этой причине многие юристы считают распоряжения региональных властей незаконными и противоречащими Конституции.

Почему власти России боятся объявлять ЧП (чрезвычайное положение) или режим ЧС (чрезвычайной ситуации)? Объясняют адвокат "Агоры" Леонид Соловьев и политик, экс-кандидат в депутаты Мосгордумы Роман Юнеман.

Почему власти России не объявляют ЧП вместо "самоизоляции"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:27 0:00

— Роман, чем отличается режим ЧС от режима ЧП? Вы можете рассказать, что сейчас введено в России в общем и в Москве в частности?

Юнеман: Насколько я понимаю, в России не введено вообще ничего. Введено только обращение Путина, где он порекомендовал людям остаться дома. Но это всего лишь рекомендация главы государства.

В Москве, но не только в Москве, введен режим повышенной готовности к чрезвычайным ситуациям. Этот режим могут вводить главы регионов, собственно, как режим ЧС – его могут вводить главы регионов.

Но режим ЧП, а это единственный режим (еще есть военное положение, который позволяет ограничивать перемещение людей), позволяет действительно вводить какие-то наказания для того, чтобы люди оставались дома. Это можно только при режиме ЧП или военного положения, который может объявить только президент.

— Получается, власть сейчас нарушает закон?

Юнеман: Что я хочу сказать? Меры правильные. Но почему они оформлены именно таким образом?

Власти, по сути, нарушают свои же законы. Это абсолютно непонятный мне правовой нигилизм. Зачем это нужно делать, когда можно просто было бы объявить режим чрезвычайного положения – и все было бы как по маслу?

— Леонид, вы как считаете: власть в России сама запуталась или сознательно игнорирует некоторые юридические нормы?

Соловьев: Я бы сказал, что она сознательно игнорирует в данном случае свой же порядок, который она установила. Потому что введение режима ЧП позволит гражданам отказаться, допустим, от выплат по кредитам, от выплат по ипотекам. Также введение режима чрезвычайного положения – это некое послание международному сообществу, своим собственным гражданам о том, что ситуация уже достаточно серьезная, и некоторые моменты можно контролировать только силовым путем.

— Жителям Санкт-Петербурга вечером в понедельник объявили всеобщий "режим самоизоляции", аналогичный московскому. Указы или постановления губернаторов могут ли к чему-то обязывать граждан? И может ли быть наказание за несоблюдение этих требований с точки зрения закона?

Соловьев: Ограничения, которые вводятся для людей, чтобы они находились дома, не отходили от дома с собакой на 100 метров, – данные ограничения можно вводить только исключительно по указу президента. Все правильно сказал Роман: необходимо введение режима чрезвычайного положения.

И поскольку такие ограничения юридически мы можем расценивать только как рекомендательные, именно с точки зрения юриспруденции какое-либо наказание за них не предусмотрено.

— Тогда почему президент, как вам кажется, не вводит режим ЧП?

Соловьев: Как я сказал ранее, это будет определенное нарушение баланса власти. Необходимо будет вводить именно ручное управление городом или всей страной, если это на территории всей страны будет введено. Может быть, региональные власти пытаются убедить президента, что ситуация под контролем? И что они подобными шагами могут контролировать ситуацию?

Юнеман: Кажется, тут дело в двух вещах. Во-первых, это такое избегание ответственности. Потому что когда ты ввел режим ЧП, ты принял ответственность на себя. В данном случае ответственность на себя берут главы регионов, и если что-то пойдет не так, то и спрос, соответственно, тоже с них. Потому что в данном случае Путин просто подарил неделю отдыха гражданам России – и вроде как не при делах.

А второе – это патологическое нежелание наших властей называть вещи своими именами. У нас не взрыв, а "хлопок", не карантин, а "нерабочая неделя", не чрезвычайное положение, а "добровольная самоизоляция", но с наказаниями.

По-моему, это очень плохая практика, которая рано или поздно сильно аукнется.

— Появляются новости, что все-таки будет объявлен призыв в армию. Это вообще как коррелируется?

Юнеман: Мне кажется, это глупость. Я думаю, что его отменят. Это просто странное вредительство. Как ты будешь соблюдать самоизоляцию, если тебе, молодому человеку, нужно пойти в военкомат? Я думаю, что через пару дней это отменят, а если нет, то это феерическая глупость, с моей точки зрения.

— Леонид, вопрос практический. Человек вышел на улицу, его остановили полицейские и, допустим, выписали штраф. Что делать? Он может это как-то оспорить?

Соловьев: Конечно, он может его оспорить стандартными путями. Можно обратиться к прокурору, можно обратиться в суд с обжалованием. Также необходимо не забывать, что на оплату штрафа предусмотрено 60 дней. То есть в принципе, с учетом того, что суды у нас сейчас тоже находятся на карантинном положении, есть время для того, чтобы в последующем восстановить срок и также пойти по стандартному пути – обжаловать в суде и так далее.

— Как вам кажется, что дальше власть в России предпримет с юридической точки зрения?

Соловьев: С учетом тех изменений, которые сейчас хотят внести, они будут по максимуму пытаться обходить необходимость введения чрезвычайного положения и создавать такую параллельную структуру, при которой будут всячески оправдывать при режиме повышенной готовности эти действующие ограничения рекомендательного характера. Поэтому я думаю, что время покажет, как будет складываться практика – мы увидим.

Юнеман: Я думаю, что в принципе сейчас то, что мы видим, – это некий такой пик карантина, так или иначе. Я думаю, что будет дальше: закроют просто внутрироссийское сообщение между городами – и этим все ограничится.

Опять же, я лично считаю эти шаги правильными. А вот, кстати, чего сделано не будет, хотя должно, – это поддержка малого и среднего бизнеса. Потому что когда ты останавливаешь экономику или она останавливается из-за коронавируса, все-таки для этого и нужен Фонд национального благосостояния, для этого нужна эта кубышка, чтобы сейчас помочь бизнесу не умереть полностью. Потому что когда карантин закончится, кому-то нужно будет опять работать. И кто-то должен платить людям зарплату.

— Введение режима ЧП поможет как-то бизнесменам требовать от властей? Или, наоборот, власть скажет: режим ЧП введен, сейчас мы все у вас экспроприируем – и все.

Юнеман: Тут может получиться как угодно. Не думаю, что что-то станут сейчас экспроприировать, – не до этого. Но введение режима ЧП поможет. Потому что это официальный форс-мажор, это позволяет в рамках этого режима ЧП официально оформить отсрочку по всем кредитам и по всем выплатам арендным, по ЖКХ. По сути, это упростит жизнь. Потому что экономика и так уже остановилась, и так люди сидят дома, но юридически это оформлено довольно плохо.

XS
SM
MD
LG