За последние сутки в России выявлена почти 21 тысяча новых случаев заболевания коронавирусом – и это только официальная статистика. Мэр Москвы Сергей Собянин уже ввел в Москве новые ограничения и запретил массовые гуляния. Тем не менее в столице пока хватает и лекарств, и мест в больницах для лечения больных COVID-19, чего нельзя сказать о многих российских регионах, в том числе Сибири.
Томск
Наталья и Николай Кащеевы живут в Томске. Наталья рассказывает, что когда ее муж заболел коронавирусом, супруги так и не дождались "скорой": ее пришлось прождать около 20 часов. К этому времени Николаю было уже очень тяжело дышать, и жена самостоятельно привезла мужа в приемный покой томской медсанчасти №2. Но и там его из-за огромного количества пациентов врач принял далеко не сразу.
"Люди стояли, прислонившись к стене. Он нашел себе место на подоконнике, потому что стоять он не мог, было тяжело дышать, – рассказывает Наталья. – По коридору было не пройти: медсестра несла капельницы боком, потому что в два ряда в коридоре стояли кушетки, стулья, на которых сидели и лежали люди. Просто не пройти было по коридору!"
По словам Натальи, когда врачи увидели, что ее муж задыхается, ему спустили в приемное отделение кислородный баллон. Но госпитализировать смогли лишь спустя несколько часов: свободных коек в отделении не было.
"Ему туда спустили кислород, два часа он дышал. Сделали ему прямо в коридоре ЭКГ, потом он был вынужден ждать места, – рассказывает Кащеева. – Мы думали даже привезти матрас надувной, но не было даже куда постелить матрас. Коридор был полон пациентов, а мест в палатах не было".
В том же коридоре томской больницы оказалась и Наталья Горева. Врачи советовали женщине лечиться дома, несмотря на то, что у нее несколько дней подряд держалась высокая температура, а дышать с каждым днем становилось все сложнее.
"Скорая" ехала, получается, больше двух суток. Ей говорили: "Лечитесь дома! В медсанчасти, куда у нас всех свозят, ситуация сложная, и туда в ее состоянии лучше пока не ехать", – рассказывает сын Натальи Евгений Горев.
Но самочувствие Натальи уже не позволяло ей оставаться дома, и ее все-таки повезли в больницу, где ей пришлось ждать приема на полу. В машине "скорой" кроме Натальи были еще семь пациентов – все они оказались в той же самой медсанчасти №2.
"Стульев не было, мама была вынуждена подсаживаться к людям, которые лежали на койках, кушетках. Она подсаживалась к тем, кто спал и не мог ее куда-то спровадить, – рассказывает Евгений. – Так она ходила и пересаживалась с одной койки на другую до трех часов ночи. Наконец она нашла палату, где была койка, кушетка, и там расстелила свое пальто, в котором пришла, положила на него свою шапку и на ней спала".
После того, как видео из томской больницы попало в соцсети, коридор второй медсанчасти уже освободили, а в самом Томске срочно организовали дополнительные койко-места для больных коронавирусом. На вопрос Настоящего Времени от 6 ноября о том, хватает ли в больнице сейчас мест для пациентов, руководство медсанчасти не ответило.
Омск
То, что Омск не справляется с эпидемией коронавируса, стало ясно в конце октября, когда врачи скорой помощи привезли нескольких больных к зданию областного Минздрава: уже тогда места для госпитализации в больницах закончились.
Нина Зеленская, мать Валерии Зеленской, тоже болеет коронавирусом и лежит в областной клинической больнице города Омска. Ей повезло добиться госпитализации, но лекарства женщине носит именно дочь.
"Мы были готовы даже на коридор, лишь бы был хоть какой-то доступ к кислороду, которого так не хватало, – рассказывает Валерия. – Но когда она дозвонилась до больницы №1, ей ответили, что мест в городе нет даже в коридоре, и мы остались один на один с этой бедой",
На госпитализацию Нину Ивановну отправил дежурный врач: она осмотрела женщину и сама вызвала "скорую", поэтому машина приехала по омским меркам быстро, уже на следующий день. Но в больнице все еще не было свободных мест, и в госпитализации Зеленской отказали.
"И вот врач встает и просто уходит. Из коридора говорит мне: "Позвоните завтра", – рассказывает дочь. – Я была в состоянии шока и оцепенения, потому что понимала, что сейчас нам не поможет никто. Привели меня в чувство только мамины хрипы, которая начала задыхаться".
Нине Ивановне дали подышать кислородом из машины "скорой", которая стояла рядом с больницей. Положить маму в палату Валерии удалось только в другую больницу и только после звонка в Москву – депутату Госдумы от Омской области. После этого койка для пожилой женщины неожиданно нашлась.
"За сутки из Москвы делается то, чего я неделями не могла добиться, хотя звонила везде", – возмущается Валерия. Сейчас она все еще ищет по аптекам лекарства, которых нет в больнице, но в целом вздыхает с облегчением: ее мама уже под присмотром врачей.
Новосибирск
Похожая ситуация складывается и в Новосибирске, еще одном сибирском мегаполисе. Еще в конце сентября региональные власти говорили, что город готов к любому сценарию эпидемии COVID-19. Но к началу ноября в соцсетях стало появляться все больше свидетельств обратного: в городе почти не осталось ни свободных коек в больницах, ни лекарств.
Анастасию Мастепанову госпитализировали в городскую больницу №11.
"Больница перегружена. Это якобы еще не вторая волна? Нет, это ад, – жалуется она. – Главная проблема здесь – то, что даже если ты попал сюда, ты не получаешь лечение из-за отсутствия антибиотиков. И что дальше с тобой происходит? Смерть, простите?"
Анастасия рассказывает, что врач поликлиники определил ей пневмонию легких на слух, без исследования на томографе. На КТ ее отправили уже в больнице. Ей прописали антибиотики, но найти их в Новосибирске не удалось ни в аптеках, ни в интернете.
"Мне становится еще хуже, температура 40, я вызываю "скорую". "Скорая" приезжает через 43 часа, – рассказывает Анастасия. – И вот на "скорой" я приезжаю в 11-ю больницу, и врач заявляет, что мы 19-е в очереди!" Госпитализировали ее лишь после двух часов ожидания в машине скорой помощи и еще восьми часов ожидания в приемном покое вместе с десятками других пациентов.
"Здесь такое творится, вы не представляете. Тут такой ад и по сей день, – говорит Анастасия. – И с утра, и днем, и вечером люди приезжают".
*****
Врачи Хакасии, еще одного сибирского региона, в выходные тоже записали обращение к президенту и прямо заявили, что им не хватает лекарств, чтобы лечить больных коронавирусом. Это далеко не первое обращение медиков к Путину напрямую, через головы региональных чиновников: представителям краевых Минздравов, похоже, медики уже просто не верят.
Премьер России Михаил Мишустин впервые с начала эпидемии назвал ситуацию в регионах "сложной".