В спецприемниках России заканчиваются места, а отделения полиции не справляются с тысячами задержанных на митингах. Из-за этого некоторым задержанным пришлось ночевать на морозе в автозаках, некоторым не давали еду и не разрешали связаться с близкими. Настоящее Время рассказывает, как родственники задержанных пытаются найти своих близких и что происходит в спецприемниках.
"Телефоны просят всех отключать, уже большую часть поселили…" – таким было последнее сообщение Руслана Ульданова друзьям. Он показывает, где будет отбывать административный арест за участие в митинге в поддержку Алексея Навального 31 января. Молодому человеку объяснили, что он в 13 отделе полиции Санкт-Петербурга.
"С часа, с которого мы тут находились, здесь нет условий для сна, не было питания никакого. Очень тяжело здесь было переживать это время, только компания спасала”, – сказал он.
Супруга Никиты Долгова Зинаида будет отбывать наказание в спецприемнике на Захарьевской улице. Мужчина принес ей передачу. Но оставить пакет и быстро уйти – невозможно. К спецприемнику выстроилась очередь из родственников задержанных. К моменту разговора с Настоящим Временем Никита провел в ней уже полтора часа.
"Мою жену задержали на улице, не на митинге. Просто на улице. Она шла из булочной домой. Подошли сотрудники полиции и забрали", – рассказывает Долгов.
Кроме тех, чья судьба определена, есть задержанные, которых родственники потеряли. Анастасия ищет мужа. Он перестал выходить на связь ночью. Возможно, его уже доставили туда, где он будет отбывать наказание. А может быть, просто телефон разрядился на холоде. В некоторых районах задержанным пришлось ночевать в автозаках.
"Я, естественно, с самого утра начала всех обзванивать, я звонила на горячую линию МВД, мне сказали, что они такую информацию не дают. Я звонила в ОВД, мне сказали, что там нет такого человека, я даже звонила в 112, я просто хочу понять, где мой муж! Мне хочется знать, где он находится", – говорит женщина.
За участие в воскресных митингах в России задержали почти 6 тысяч человек. Неделей раньше – четыре с лишним тысячи. Большинство наказали штрафами. В спецприемниках мегаполисов просто нет достаточно мест для арестованных. Сторонницу Навального Светлану Уткину задержали еще до митинга 23 января, она только освободилась. Девушка видела, как охранники готовились к приему участников воскресной акции.
"Да-да-да! Они готовились и в один день, накануне, кажется, пришел замначальника, начальник. Еще какие-то люди. Их всех вызвали на дежурство, они были “выходные”, но всех позвали работать”, – рассказывает Уткина.
Несмотря на все усилия, мест задержанным все же не хватило. В Москве людям пришлось и ночевать в автозаке. Некоторые жаловались, что их не кормили больше сорока часов. Содержание в отделах полиции правозащитники часто тоже приравнивают к пыточным условиям, говорит сотрудник правозащитного издания "ОВД-Инфо" Григорий Дурново.
"По приказу московского правительства полиция обязана обеспечивать задержанных едой, водой и спальными принадлежностями. Это далеко не всегда соблюдается, мы знаем отделы, где люди спали на полу. Кроме того, разумеется, нельзя не напомнить, что во многие отделы не пускают адвокатов”, – говорит он.
Места в московском спецприемнике заканчиваются не впервые. В 2019 году во время летних протестов отбывать административный арест задержанных возили из столицы в Мытищи, Лобню, Можайск. В этот раз рекорд установили в Петербурге.
"Доставляли в отделы в области, – говорит Дурново. – Это новое явление, мне коллеги рассказали. Раньше такого никогда не было. Отвозили в Гатчину и Вырицу. Вырица – это 85 км от Санкт-Петербурга”.
Вырос не только масштаб задержаний. В "ОВД-Инфо" заметили, что очень много людей стали предлагать свою волонтерскую помощь. Они готовы принимать сообщения, заниматься документами, возить еду и воду. От помощи не отказываются. Она будет нужна уже и задержанным 2 февраля. Среди тех, кто пришел поддержать к суду Алексея Навального, счет задержанных идет на сотни человек.