Ссылки

Новость часа

Золотые прииски и база флота в Красном море. Политолог-африканист – об интересах России и ЧВК "Вагнер" в Судане


Дети в Хартуме идут за водой 22 апреля 2023 года. В столице Судана и других городах уже более недели продолжаются боевые столкновения. Фото: Reuters
Дети в Хартуме идут за водой 22 апреля 2023 года. В столице Судана и других городах уже более недели продолжаются боевые столкновения. Фото: Reuters

Частная военная компания "Вагнер" может извлечь выгоду из конфликта в Судане, где уже более недели идут бои и известно как минимум о 420 погибших. В вооруженный конфликт переросло противостояние генералов регулярной армии и "Сил быстрого реагирования" – группировки, которая сопротивляется попыткам подчинить ее национальному командованию.

О возможной выгоде для ЧВК "Вагнер" высказался министр иностранных дел Финляндии. Он опасается, что эвакуация западных дипломатов из Хартума оставит после себя вакуум, который может попытаться занять Россия. Из Судана сейчас действительно активно эвакуируют сотрудников дипмиссий и граждан иностранных государств: о проведении таких операций сообщили власти Германии, Франции, Великобритании, Испании, Грузии, США и других стран.

Что же известно об интересах России в Судане? Буквально два месяца назад местные военные согласились на строительство базы российского флота на Красном море. Там смогут разместиться четыре корабля и 300 военнослужащих. Это позволит контролировать подходы к Суэцкому каналу и выход в Индийский океан. В обмен Россия должна была снабжать Судан оружием и военной техникой. На переговоры об этом в Москву ездил как раз Мохамед Хамдан Дагало – именно он сейчас возглавляет противостоящие национальному командованию "Силы быстрого реагирования". А в Судан, в свою очередь, приезжал глава МИД России Сергей Лавров – это произошло 9 февраля 2023 года.

По утверждению газеты The New York Times, глава "Сил быстрого реагирования" Судана прямо в своем самолете привозил в Москву золотые слитки. Известно, что добыча золота в этой стране также в сфере интересов России. Согласно публикациям в СМИ, к этому как раз имеет отношение ЧВК "Вагнер". Несколько лет назад ее основатель Евгений Пригожин договорился, что разработкой месторождений в Судане займется принадлежащая ему компания "М Инвест" (об этом, в частности, писали Настоящее Время и Радио Свобода). Дочернее предприятие компании в Судане в итоге оказалось под санкциями США, а охраной этих приисков занялись вагнеровцы.

О том, чем России интересен Судан сейчас и может ли Москва встать на одну из сторон конфликта в африканской стране, мы спросили политолога-африканиста Андрея Рудыка. Вот что он рассказал:

Политолог-африканист Андрей Рудык об интересах России и ЧВК "Вагнер" в Судане
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:40 0:00

— [Из противоборствующих сторон России] ближе, конечно, Мохамед Дагало. Потому что там реально прямые контакты с Российской Федерацией, и этот печально известный визит как раз в момент широкомасштабной агрессии против Украины, ну и ряд прочих таких же моментов. По поводу даже контроля над золотыми приисками – это ряд договоренностей просто с местными парамилитарес. Но понятно дело, что с точки зрения России довольно-таки глупо ставить прямо, например, на эти "Силы быстрого реагирования", которые возглавляет уже мятежный генерал-лейтенант Дагало. Потому что если он проиграет – как тогда вообще вести какие-то переговоры с [главой переходного совета Судана Абдель Фаттахом аль] Бурханом на тему оружия? "Вы знаете, мы вам перестанем обслуживать истребители или вертолеты". Ну найдутся тогда Соединенные Штаты, Франция, которые будут готовы закрыть этот рынок.

Группировка так называемых вагнеровцев не столь многочисленная, как, например, та же суданская армия или "Силы быстрого реагирования". Да, это факт, он имеет влияние, но это не системно определяющий факт. Поэтому Россия, думаю, в данном случае вроде бы и дает какое-то вооружение Дагало, и вроде как бы обслуживает вооружение суданской армии. В любом случае, я думаю, это нормальная, логичная позиция: они будут выжидать, помогая той и другой стороне. Кому-то, может, больше, кому-то, может, меньше, но они на кого-то одного ставить не будут, потому что это глупо.

Если мы говорим предметно о нынешних интересах [России в Судане], то можно [о них говорить] в некоторых плоскостях. Это добыча полезных ископаемых – золотоносные прииски, которые, собственно, контролируются представителями так называемой ЧВК "Вагнер". Это первый момент. Второй момент – политический. Потому что Россия, если мы говорим о той же ООН, Генассамблее ООН, голосованиях по ряду резолюций, щепетильных, скажем так, неприятных вопросов по РФ, в том числе по Украине, – Россия всегда пыталась получить поддержку африканских государств. Если не прямую, то хотя бы уровня "воздержался", "не голосовал" и прочее.


[Что касается военной морской базы, то] достаточно просто посмотреть на карту, чтобы понять значение, скажем, Красного моря, часть акватории которого контролируется Египтом, часть это уже Аравийский полуостров и так далее. Если РФ получает такую базу, то она под видимым контролем может уже держать и египетские силы в Красном море, и проецировать свое влияние в том числе на часть Аравийского полуострова.

По последним данным (данные эти за 2018-2022 годы), 40% импорта Африкой вооружения приходится на РФ. Львиная доля, конечно, это Алжир. Но Судан является, действительно, одним из потребителей российского экспорта вооружений. Конечно, в принципе Африка во всем российском рынке – это капля в море, будем откровенно говорить, но именно Судан действительно вооружен советскими образцами техники и вооружений, не российскими образцами.

Здесь, кстати, интересный момент есть. Так как Россия откровенно срывает контракты по поставкам вооружений (понятно по какой причине – по причине широкомасштабной агрессии против Украины), существует вероятность, что Китай будет занимать этот рынок, потому что детали похожи. Мы же должны понимать, что вооружение включает в себя не только конкретную поставку: если патроны, там все понятно, патроны получил, часть – на хранение, часть в боевую разработку, учения и т.д. Если мы говорим о более техничном вооружении, о самолетах, – например, истребители МиГ-31 туда поставлялись Российской Федерацией, – то они требуют некоего технического обслуживания. А если РФ не сможет обеспечить это обслуживание, проще всего кому будет на этот рынок заходить? Китайцам, потому что [у их вооружения] аналогичная конструкция. Китайцы большинство своего вооружения копировали из советского, российского вооружения, а в Судане действительно большинство [видов] вооружений имеют российское происхождение.

Из Судана эвакуируют сотрудников дипмиссий и иностранцев
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:46 0:00
XS
SM
MD
LG