В Китае началась новая волна коронавируса: в этот раз вспышка произошла прямо в столице страны Пекине. По состоянию на утро 17 июня власти города сообщили о 137 заболевших, из них 31 больной был выявлен за последние сутки.
Заболевшие были выявлены и в других провинциях: все эти люди работали в Пекине или посещали столицу в последние дни. Три пациента выявлены в соседней с Пекином провинции Хебей. Власти города Ченду на юго-западе провинции Сычуань сообщили о заболевшей коронавирусной инфекцией женщине, которая прилетела в город на самолете из Пекина, а в провинции Ляонин также были выявлены два больных: они контактировали с заболевшим COVID-19 в Пекине.
Как вирус проник в Пекин?
Источником коронавируса в Пекине, как и в случае с Уханем, пока называют оптовый мясо-овощной рынок. На огромном рынке Синьфади, который занимает более 100 гектаров, продается около 80% всей фермерской продукции, которая поступает в город. Его ежедневно посещают тысячи людей: в основном перекупщики и владельцы розничных лавок.
Всем, кто закупался на Синьфади в последние дни, запрещено покидать Пекин. Сам рынок был закрыт, 6 тысяч его работников – это около 70% – сдали тесты на коронавирус, но большинство оказались отрицательными. Всего в Пекине 46 рынков, и на всех сейчас делают тесты работникам.
По одной из версий (она пока официально не подтверждена), вирус мог попасть на рынок с импортным лососем: один из заболевших в Хебее как раз был продавцом рыбы на Синьфади. Заболела вся его семья: 53-летняя свекровь, шестилетняя дочь, а вот у беременной жены продавца, которая тоже заразилась коронавирусом, заболевание протекало бессимптомно.
Конкретные "подозрения" в адрес лосося пока официально властями не озвучены. Но Китай уже приостановил импорт лососевых из стран Европы, в первую очередь из Норвегии, а обеспокоенные китайцы начали отказываться от поедания этой рыбы. Особенно сильно от "лососевой" паники в Пекине пострадали японские рестораны, где лосось подается сырым в виде суши и сашими.
Главный эпидемиолог Китая Ву Жуньо поддерживает версию, что источником вспышки в Пекине были мясо или рыба.
"Во влажной холодной среде, в которой перевозят и хранят мясо и рыбу, вирус имеет возможность сохраняться долгое время", – заметил он.
Что уже сделано в городе?
Хотя карантинные ограничения в Пекине были отменены не так давно, городские власти снова ввели в столице режим военного времени. Были закрыты все начальные и средние школы, а их ученики переведены на онлайн-обучение. Жителей призвали по максимуму отказаться от поездок и оставаться дома. Поскольку Пекин является одним из главных транспортных центров Китая, из его аэропортов были отменены более 1200 авиарейсов в разные города и страны: это около 70% всех бортов, которые вылетают из столицы Китая.
Более 20 жилых комплексов в Пекине в окрестностях рынка Синьфади и другого крупного рынка, где были выявлены больные, уже полностью закрыты на вход и выход. Во многих других домах введены обязательные проверки температуры: для этого задействованы тысячи муниципальных служащих. Консьержам предписано регистрировать всех, кто приходит в дом или уходит из него. Такие же меры власти Китая применяли зимой в Ухане, где вспышка коронавируса была наиболее массовой.
Почти все рестораны и магазины города снова требуют, чтобы посетители обязательно носили маски.
В Пекине также начали массово тестировать население на коронавирус. По словам заместителя главного эпидемиолога Пекина, протестированы уже более 365 тысяч человек – в основном те, кто покупал что-то на рынке Синьфади, и жители близлежащих районов. Однако с учетом того, что в одном Пекине живет более 21 млн человек, тесты пока прошли лишь чуть более 1% населения (с учетом челночной миграции из пригородов).
Всем жителям Пекина, которые хотят куда-либо поехать, также предписано сдать тест на коронавирус и отправляться в поездку только в том случае, если он будет отрицательным. Таксистам и каршеринговым сервисам запрещено вывозить жителей столицы из города.
В самом городе движение транспорта, в том числе метро, при этом пока не остановлено. Но если рост числа заболевших продолжится, власти не исключают более жестких мер по образцу карантина в Ухане.
Как лосось сменил панголина
Нынешняя вспышка коронавируса в Пекине – как минимум вторая в Китае. Первая официально началась в китайском городе Ухань в провинции Хубэй в конце декабря 2019 года. Тогда специалисты установили возбудителя болезни – коронавирус 2019-nCoV – и предположили, что источником заражения мог быть рынок в Ухане.
По версии ученых Южно-Китайского сельскохозяйственного университета, вероятным переносчиком коронавируса, от которого он передался человеку, был панголин – животное, которое относится к тому же отряду, что броненосцы и муравьеды. В Китае и Вьетнаме мясо панголина считается деликатесом. По другой версии, источником заражения в Ухане стало употребление в пищу мяса змеи или летучей мыши.
Ухань стал наиболее пострадавшим городом, где были применены самые жесткие карантинные меры: город был закрыт на въезд и выезд, а жителям подъездов, где жили заболевшие, вообще не разрешалось выходить на улицы – для этого подъезды нередко закрывались на замки. Остальным жителям разрешалось выходить на улицы раз в три дня – но только для того чтобы купить необходимые продукты.
Весной Китай заявил, что сумел справиться со вспышкой коронавируса, и с этого момента диагностированные случаи были единичными. Однако в мае власти из-за коронавируса закрыли крупный город Шулань в провинции Ляонин, который находится всего в 200 км от Владивостока, а также несколько районов в соседних провинциях. Предполагается, что туда вирус мог быть завезен из России, где эпидемия на тот момент набирала обороты.
Несколько стран Запада, в том числе США, Великобритания и Австралия, обвиняли Китай в том, что он изначально скрывал информацию об эпидемии, и призывали к независимому расследованию вспышки коронавируса зимой 2020 года. Версия о панголине и летучих мышах также ставилась под сомнение. Некоторые американские политики публично обвиняли в утечке вируса Институт вирусологии в Ухане и предполагали, что нынешний штамм вируса мог быть создан искусственным образом, а не мутировал естественным путем.
В начале июня 2020 года группа исследователей из медицинской школы Гарвардского университета также предположила, что вспышка коронавируса в Ухане была не первой, а как минимум второй, а первая началась еще в конце лета – начале осени 2019 года. Исследование ученых было основано на анализе спутниковых снимков Уханя за последние два года. Фотографии парковок возле крупнейших больниц города, в частности, показали резкое увеличение числа машин возле медицинских учреждений в конце лета 2019 года по сравнению с тем же периодом 2018 года, а к октябрю загруженность подъездов к больницам выросла на 90%.
Глава Китайского центра по контролю над заболеваниями Гао Фу в связи с последней вспышкой в Пекине на правительственном совещании в Шанхае 17 июня заявил, что коронавирус, который сейчас наблюдается в столице, появился в городе как минимум за месяц до того, то есть в середине мая. Однако в его завозном характере власти пока не сомневаются.