В Центральной Африке опасно, там убивают – пожалуй, единственное, в чем сходятся "Вести" и New York Times. Они почти синхронно выпустили в свет материалы о ЦАР. Все остальное – и подробности, и выводы – отличается. В американской статье, рассуждая о причинах смертей, пишут о "кровавых алмазах", в сюжете "Вестей" говорят о домашней скотине.
- "За скотоводов вступилась одна из группировок и в поисках коров устроила резню сразу в трех деревнях" (Россия 1, Россия).
Основная цель российского сюжета – изобразить Москву спасительницей проблемного региона. Американская статья пытается доказать, что Кремль снова вмешивается в дела других стран, и вмешательство это небескорыстное.
- "После вмешательства в американские выборы 2016-го Россия использует похожую тактику и в ЦАР. Но, сея политический хаос, она еще и добывает алмазы" (New York Times, США).
В газете пишут, что россияне привезли на мирные переговоры полевых командиров, в сюжете "Вестей" рассказывают, что без Москвы перемирия вообще бы не случилось.
- "Именно российским специалистам удалось усадить враждующие группировки за стол переговоров" (Россия 1, Россия).
Никаких частных военных компаний в ЦАР, разумеется, нет, убеждает зрителя репортер Александр Рогаткин на протяжении всего 20-минутного сюжета.
- "Это официальный контракт ЦАР и Министерства обороны Российской федерации. Поэтому я не знаю, почему вы считаете, что это – "ЧВК Вагнера" (Россия 1, Россия).
В сюжете показывают некие "10 заповедей бойца". Как заметили расследователи из Conflict Intelligence Team, фоном для текста служит не что иное, как награда "ЧВК Вагнера".
Это конкретное название в материале New York Times не звучит, газета пишет о "российских наемниках", которые не только обучают местных военных, но и охраняют политиков, и прикрывают добычу алмазов.
- "Бывший чиновник рассказал, что российские наемники [...] грузили частные самолеты алмазами. А кроме того, по данным местных властей и боевиков, они занимались добычей алмазов у границы с Суданом" (New York Times, США).
И алмазы, и наемники, и многое, что происходит в ЦАР в последние годы, по данным New York Times, связаны с приближенным к Путину бизнесменом Евгением Пригожиным.
- "Господин Пригожин связан с горнодобывающими, охранными и логистическими компаниями, работающими в стране с 2017 года" (New York Times, США).
- "В прошлом году при подозрительных обстоятельствах погибли трое российских журналистов, расследовавших его связи с добычей золота и алмазов" (New York Times, США).
О погибших – Орхане Джемале, Александре Расторгуеве и Кирилле Радченко – в сюжете "Вестей" говорят и немало. Но связывают их смерть не с "кровавыми алмазами", а с бытовым криминалом. Мол, поехали без подготовки и нарвались на местных преступников.
Имя Евгения Пригожина и названия его структур, занимающихся добычей алмазов, в сюжете "Вестей" о российском присутствии в ЦАР не звучат ни разу.