В Нидерландах начался суд по делу о сбитом в небе над Донбассом малайзийском "Боинге" рейса МН17. Катастрофа произошла в июле 2014 года, в ней погибли 298 человек – граждане 10 государств.
По версии Международной совместной следственной группы (JIT), самолет был сбит ракетой, выпущенной установкой "Бук" российского производства, размещенной неподалеку от города Снежное на территории сепаратистов "ДНР", а сама установка принадлежала 53-й зенитно-ракетной бригаде российской ПВО из Курска. Расследователи считают, что установку доставили на территорию так называемой ДНР из Курской области России незадолго до выстрела, а к самому выстрелу были причастны четверо человек, которые проходят обвиняемыми:
- бывший полковник ФСБ России Игорь Гиркин (Стрелков): на момент катастрофы "Боинга" он занимал должность главы "вооруженных сил" сепаратистов "ДНР";
- бывший подполковник российских ВДВ Олег Пулатов: в момент катастрофы он был командиром 2-го отдела "ГРУ ДНР",
- россиянин Сергей Дубинский: в июле 2014 года он возглавлял "ГРУ ДНР", а на следующий день после падения самолета созванивался с Гиркиным (Стрелковым) – они обсуждали эвакуацию ракетной установки "Бук", из которой был сбит "Боинг", обратно в Россию;
- гражданин Украины Леонид Харченко: он также разговаривал по телефону со Стрелковым и запрашивал артиллерийские удары по позициям украинских войск.
Москва отрицает все обвинения в причастности к крушению лайнера, а в Минобороны России утверждают, что в период крушения "Боинга" ни одна из российских установок "Бук" не пересекала границы с Украиной. Однако главный редактор The Insider Роман Доброхотов (издание принимало участие в сборе информации о катастрофе "Боинга" на основе открытых данных) уверен, что четверо человек, которые являются подсудимыми, не окончательный список обвиняемых в катастрофе "Боинга" и он может быть существенно расширен.
– Почему на скамье подсудимых только четыре человека? Почему среди них нет ни генерал-майора Николая Ткачева (сейчас он главный инспектор Центрального военного округа России), ни высокопоставленного офицера ГРУ Олега Иванникова, которые, по вашим данным, также участвовали в доставке российского "Бука" на территорию Украины? Будет ли расширен круг обвиняемых?
– Совершенно точно, что круг обвиняемых будет расширен. Думаю, что генералы Иванников и Ткачев будут даже не самыми высокопоставленными людьми среди обвиняемых.
Уже можно, я думаю, говорить с достаточной степенью уверенности, что среди обвиняемых будут экс-советник президента Путина Владислав Сурков, а также глава Минобороны РФ Сергей Шойгу и глава ФСБ РФ Александр Бортников. Есть даже вероятность, хотя и небольшая, что Верховный главнокомандующий России (им является Владимир Путин – НВ) тоже будет назван обвиняемым в этом процессе. Поскольку все мы понимаем (и в Нидерландах и в мире тоже это понимают), что вопрос о поставке тяжелых вооружений на территорию другого государства не мог решаться без санкции Верховного главнокомандующего. Это просто физически и юридически невозможно.
Поэтому, я думаю, нам стоит ждать серьезных новостей на эту тему. Я думаю, что где-то в мае могут появиться новые свидетели и новые обвиняемые. Процесс только начинается. И то, что мы слышали сегодня от судьи, – это лишь процедурные вопросы и объяснения, как будет происходить процесс. Но в течение весны, я уверен, будет много ярких новостей.
– То есть вы не исключаете, что в Нидерландах будут судить Путина?
– Конечно, это не означает, что Путина доставят в наручниках в Нидерланды, посадят на скамью подсудимых и он там будет давать показания. Все понимают, что доставить в суд хоть кого-нибудь из обвиняемых, даже не генералов ГРУ, а хотя бы простых солдат, которые сидели в экипажах "Буков", невозможно без политической воли России. А этой политической воли не будет, ну по крайней мере пока Путин находится у власти.
Но тем не менее если Путин окажется среди обвиняемых и если будет собрано достаточно показаний и достаточно материалов следствия, чтобы показать существовавшую в деле МН17 цепочку управления и приказов, которые привели к тому, что "Боинг" был сбит, то, конечно, это может привести к новым санкциям в отношении Кремля и серьезным политическим мерам. И я не думаю, что какому-нибудь Макрону или другому политику будет после этого так же легко, как сейчас, приезжать в Москву и жать руку Путину – после того, как все это будет озвучено в суде.
– Каковы, по вашему мнению, шансы на то, что хоть кто-нибудь из этой "цепочки" будет пойман и предстанет перед судом?
– Такое уже практически произошло, когда сотрудниками СБУ был арестован или, если хотите, похищен Владимир Цемах на территории Донбасса. В принципе, это был один из ключевых даже не свидетелей, а обвиняемых в этом деле.
Я не знаю, стал ли бы он давать показания, именно официально. Но я знаю, что до того, как он был обменян и возвращен в Россию, он какие-то показания все-таки давал. Конечно, он потом может от них отказаться, но, скорее всего, они все равно будут озвучены в суде.
Я уверен, что мы услышим в суде множество интересных показаний. Но какая доля из уже имеющихся будет представлена в суде – пока неизвестно. Потому что следователи все-таки хотят представить в суде информацию, которая ими хорошо проверена и будет звучать в суде убедительно. Но я думаю, что у следователей даже есть информация о составе экипажа того самого "Бука".
Полную версию интервью Романа Доброхотова смотрите в видео Настоящего Времени