Евросоюз назвал белорусскую оппозицию лауреатом правозащитной премии имени советского академика и диссидента Андрея Сахарова "За свободу мысли". Награду разделили между несколькими представителями белорусской оппозиции. Среди них: экс-кандидат в президенты Светлана Тихановская, ее соратницы Мария Колесникова и Вероника Цепкало, доверенное лицо Тихановской Ольга Ковалькова, представитель стачкома МТЗ Сергей Дылевский, нобелевская лауреатка и писательница Светлана Алексиевич, блогер Сергей Тихановский, основатель телеграм-каналов Nexta и Nexta Live Степан Путило, глава правозащитного центра "Весна" Алесь Беляцкий и политик Николай Статкевич, который баллотировался на пост президента в 2010 году.
Мы поговорили об этом с одной из лауреаток премии – Вероникой Цепкало.
– Вы в одном списке с Нельсоном Манделой, Кофи Аннаном – они тоже были лауреатами. Как ощущения?
– Ощущения, прежде всего, гордость за белорусский народ. Я абсолютно согласна со Светланой, что это премия белорусскому народу за ту стойкость, которую, мы видим, наш народ проявляет в течение последних двух с половиной месяцев, за ту креативность, которую наш народ проявляет в виде различных маршей: марш студентов, марш пенсионеров, марш людей с ограниченными возможностями, женский марш, марш героев, марш партизанов и так далее. Поэтому я абсолютно согласна со Светланой – это премия, которую заслужил весь белорусский народ в нашей борьбе за демократические изменения в Беларуси.
– Вероника, а как вы узнали о том, что стали лауреатом? Вы узнали заранее, вас кто-то предупреждал?
– Мы знали, что мы были номинированы на эту премию. И мне близкие, знакомые сообщили о том, что наше оппозиционное – я бы назвала это "большинство", потому что против Лукашенко проголосовало большинство населения Беларуси, что мы были объявлены лауреатами премии имени Андрея Сахарова.
– Понимаете ли вы, что на практике дает или не дает эта премия?
– На мой взгляд, это хорошо, что международное сообщество, европейские страны до сих пор интересуют те вопросы, которые происходят в Беларуси, потому что мы видим, что сейчас многие мировые СМИ освещают больше и выборы в Соединенных Штатах, и конфликт в Нагорном Карабахе. С моей точки зрения, эта премия не даст Беларуси уйти с телевизионных каналов, с мировых телевизионных каналов, потому что все мировое сообщество должно понимать, что мы боролись, мы боремся и будем бороться с диктатурой до тех пор, пока мы не победим.
– По вашим оценкам, помощи от ЕС достаточно?
– На мой взгляд, список тех чиновников, которые были включены в санкционный список Европейского союза, недостаточно полон. Я считаю, что в этот список должны быть включены абсолютно все те лица, которые принимали участие в нарушении прав человека, в пытках, в избиениях, в фальсификациях выборов. Это должны быть и члены Центральной избирательной комиссии, это должны быть и члены территориальных избирательных комиссий. Мы также неоднократно на встречах с ЕС поднимали вопрос о включении супругов тех людей, которые были включены в санкционные списки. Поэтому, на мой взгляд, нужно эти списки расширять и их нужно дополнять в том числе и сотрудниками ОМОНа, которые таким образом относятся к белорусскому народу, исполняя противозаконные приказы.
– Вам обещают расширять этот список?
– Они обещают рассмотреть этот вопрос. Мы знаем, что структура Европейского союза – это довольно громоздкая структура, необходимо получить поддержку большинства стран, которые входят в Европейский союз, поэтому мы постоянно поднимаем этот вопрос, мы просим не накладывать санкции на всю страну, на граждан, как это было сделано в предыдущие годы, потому что действительно у нас противостояние народа такое, какое не имеет прецедентов во всей современной истории Беларуси. Мы просим не накладывать какие-то общие санкции на страну – мы просим накладывать точечные санкции на тех людей, которые были замешаны в нарушении прав человека.
– Вероника, 26-го числа истекает срок ультиматума, который озвучила Светлана Тихановская. Что будет 26-го числа, на что вы рассчитываете?
– В идеале мы бы рассчитывали, что Лукашенко вдруг решит сложить свои полномочия, что, к сожалению, маловероятно. Светлана призвала, чтобы вся страна участвовала в забастовке, чтобы вся страна прекратила работу. Мы будем дальше использовать законные мирные средства, потому что, как мы все видим, в течение двух с половиной месяцев белорусы используют исключительно мирные демонстрации. И мы будем делать все возможное, чтобы давить на режим изнутри – это и экономические санкции в виде забастовок, это и мирные протесты. Мы будем все делать для того, чтобы силовики и госчиновники перешли на сторону народа в ближайшее время. Мы не сдадимся, пока мы не достигнем своей цели.