Евросоюз 24 июня объявил о введении против Беларуси секторальных санкций – на этом долгое время настаивали лидеры оппозиции. Это уже четвертый санкционный пакет Евросоюза с октября 2020 года. Ранее в санкционные списки попали 166 человек и 15 белорусских юридических лиц. Адресные санкции включают запрет на въезд и заморозку активов.
Экономика Беларуси из-за разных ограничений продолжает испытывать трудности. Из-за введенных после вынужденной посадки самолета Ryanair в мае санкций только одна авиаотрасль теряет более 10 млн долларов в месяц – такие данные озвучил вице-премьер страны Анатолий Сивак.
Ограничения в том числе бьют и по так называемым кошелькам Александра Лукашенко. Одним из них издание Naviny.by считает бизнесмена Алексея Олексина, он же Алексин, если произносить его фамилию на белорусском: в санкционном списке ЕС указаны оба варианта. Евросоюз считает, что успех Алексея Олексина – именно в близости к семье Александра Лукашенко. Среди его бизнес-интересов в том числе табачная отрасль – это один из самых непрозрачных секторов белорусской экономики.
Сколько сигарет производят в Беларуси ежегодно, сколько продают внутри страны, а сколько вывозят за границу – ответов на эти вопросы с 2016 года в открытых источниках не найти: власти перестали публиковать табачную статистику. При этом производство сигарет точно увеличили.
В 2018 году белорусские власти дали Олексину, выходцу из управления делами президента, право открыть еще одну табачную фабрику, уже третью, рассказывает журналист "Белсата" Станислав Ивашкевич, автор расследований о бизнесе приближенных к Лукашенко.
Тогда власти объяснили это решение возросшим спросом из Европы. О том, что миру нужно больше белорусских сигарет, объяснял лично Александр Лукашенко: "Ко мне даже в последнее время обратились заграничные предприниматели о том, что наши предприятия не хотят продавать продукцию на экспорт. Есть большие ниши, даже в Европейском союзе. Они нам выгодны".
Правда, судя по статистике импорта в страны Евросоюза, там больше курить не стали. Или, по крайней мере, официально не стали.
"Если посмотреть ту же статистику Евростата или UN Comtrade, то видно, что Беларусь экспортирует в ЕС смешные, минимальные объемы, – рассказывает журналист-расследователь Naviny.by Александр Ярошевич. – Заявляется о том, что "мы построим новую фабрику и будем отгружать еще больше продукции на экспорт", но этого не происходит. А в той же России и Европе говорят о том, что потоки нелегальных сигарет из Беларуси увеличиваются".
В Польше сотрудники таможни находят сотни тысяч контрабандных сигарет из Беларуси. Такие же находки периодически фиксируются на границе в Литве. Но это лишь верхушка айсберга. Большая часть табака попадает на прилавки стран Европы и России.
По словам таможенников, один из самых распространенных способов доставить контрабанду – "упаковать" ее в индустриальные грузы. Из Беларуси их отправляют в основном большие государственные предприятия, выяснил журналист "Белсата" Станислав Ивашкевич. Речь о калийных и азотных удобрениях, а также продукции цементных и деревообрабатывающих заводов.
Один из крупнейших продавцов табачных изделий в Беларуси – компания Алексея Олексина "Энерго-Оил". Евросоюз включил Алексея Олексина в новый санкционный список, так как в Европе уверены, что Олексин и некоторые связанные с ним компании получали выгоду из-за близости к Лукашенко.
"При всех подозрениях в контрабанде в адрес Олексина его компания является национальным оператором по пломбированию грузов – следит за тем, чтобы не занимались контрабандой", – рассказывает Станислав Ивашкевич.
Власти Беларуси отрицают обвинения в контрабанде такого масштаба и утверждают, что если сигареты и вывозят в другие страны нелегально, то делают это нарушители-одиночки. Но, по словам Ивашкевича, таможенники соседних государств говорят всего лишь о 3% так называемой народной контрабанды, а основная идет в индустриальных грузах – как правило госпредприятий, как правило крупнейших экспортеров.
Судя по количеству ввезенных контрабандных сигарет в Россию, делают это тоже не одиночки. Журналисты издания "Проект" подсчитали приблизительный ущерб от контрабанды табака. "За год отрасль недополучает налогов с "табачки" около 100 млрд (российских рублей). Это примерно объем Министерства спорта: там столько денег платят за свои расходы. Можно сопоставить", – говорит журналистка "Проекта" Ольга Чуракова.
По данным аналитической компании Nielsen (они отслеживают контрабанду по выброшенным в урны пачкам сигарет), доля нелегального табака в 2020 году в Латвии взлетела до 20,4% от общего объема рынка, а сам этот рынок больше чем наполовину состоял из белорусских сигарет. Остановить этот поток сложно – слишком высокая рентабельность у нелегального бизнеса. Цены на табак в Евросоюзе продолжают увеличивать, в Латвии в среднем пачка сигарет стоит больше 3,5 евро. А в Беларуси – в эквиваленте 70 евроцентов.