Минский суд признал 87-летнюю минчанку Елизавету Бурсову виновной в "проведении массового мероприятия путем вывешивания на балконе флага бело-красно-белой расцветки". Она получила штраф в 405 белорусских рублей ($160).
О "правонарушении" пенсионерка узнала 29 ноября: тогда к ней в квартиру пришел участковый, показал фото ее балкона с бело-красно-белым флагом и составил протокол. Хотя флага в тот момент уже не было – его сняли, когда младший сын Елизаветы Яковлевны второй раз попал на "сутки" за участие в акциях. Позже ей пришла повестка в суд на 15 декабря.
В начале судебного заседания судья спросила у Елизаветы Яковлевны, хочет ли она что-то сказать в свою защиту. Та ответила, что не видит в этом смысла, сообщает белорусская служба Радио Свобода. "Да, у меня висел флаг, чтобы было видно, за кого я голосовала, – сказала Елизавета Бурсова. – Под этим флагом действующий президент давал присягу [в 1994 году – НВ]. Я удивилась, когда его запретили".
В суде Елизавета Бурсова была впервые. Поддержать ее пришли несколько десятков человек. Пенсионерка рассказала, что чувствовала себя так только в 50-е годы, когда побеждала в соревнованиях по пулевой стрельбе и становилась рекордсменкой СССР.
О Елизавете Бурсовой рассказывал в фейсбуке ее племянник Александр Белый: "Если говорить о нацизме, который якобы воплощает бело-красно-белый флаг. Вместе с моей бабушкой Фрумой и моим отцом Валерианом они смогли убежать из Витебска на последнем эвакуационном поезде в 1941 году и поэтому не были убиты нацистами. А 16 наших родственников Шейниных были убиты в Витебском и Бешенковичском гетто. Еще трое Шейниных, ее родные дядьки, погибли на фронтах войны с оружием в руках. Поэтому с нацизмом у тети Елизаветы свои счеты".
Пенсионерка рассказала "Свободе", что ее больше всего возмутили официальные результаты выборов и события первых дней протестов. Она стала ходить на акции: впервые – к Министерству образования, в поддержку преподавателей, которые называли реальные цифры голосования на выборах 9 августа. Она участвовала в Маршах пенсионеров по понедельникам. Однажды взяла с собой красно-зеленый флажок, чтобы показать, что среди протестующих есть люди разных взглядов. Но не все это поняли, началась дискуссия – и она закончилась мирно, а один мужчина даже подарил Елизавете бело-красно-белый магнитик на холодильник.
"Я сейчас вижу, что один человек разделил не только белорусскую нацию, но и семьи, – рассказывала Елизавета Бурсова в интервью белорусской службе Радио Свобода. – Я читала, что так же было во время Октябрьской революции. И теперь у нас то же самое. Мне пришлось узнать, что такое фашизм, в детстве. Когда бомбы летели над моим детским садом. И вот я дожила до еще одного фашизма в своей стране. Но я думаю, мы должны победить".
В Главном управлении внутренних дел Мингорисполкома 10 декабря сообщили, что размещение на фасадах жилых домов, в том числе окнах, балконах и лоджиях, флагов "бело-красно-белой колеровки" признано административным правонарушением и будет фиксироваться для проведения проверки. В Минске уже более 20 административных протоколов за вывешивание бело-красно-белой символики отправлено в суд.