Швейцарский сервис безопасной электронной почты Proton Technologies AG сообщил, что в Беларусь было отправлено только одно письмо с угрозой взрыва на борту самолета Ryanair, который был вынужден приземлиться в Минске 23 мая. После того как судно село на землю, бывшего редактора Nexta Романа Протасевича и его девушку Софью Сапегу, находившихся на борту, задержали.
В сервисе уточнили, что они не могут расшифровывать или читать сообщения пользователей, однако это сообщение доступно для чтения на принимающем сервере в Беларуси, именно так была получена копия, которую обнародовали журналисты.
Следственный комитет Беларуси ранее утверждал, что "сообщений о "минировании" самолета, поступивших посредством швейцарского почтового сервиса анонимной почты ProtonMail, было несколько — в 12:25 и в 12:56".
Proton Technologies AG пишет о копии письма, которое упоминается в совместном расследовании центра "Досье", The Daily Beast и Der Spiegel. В нем говорится, что диспетчеры аэропорта в Минске сообщили пилотам Ryanair о минировании самолета на 27 минут раньше, чем получили сообщение, которое, по утверждению белорусских властей, отправили "представители ХАМАС". Эта копия письма якобы пришла от пользователя Ahmed Yurlanov на электронную почту Национального аэропорта Минска в 12:57 по белорусскому времени. При этом, как следует из стенограммы переговоров диспетчеров с пилотами Ryanair, белорусская сторона проинформировала экипаж о предполагаемой угрозе взрыва в 12:30.
Директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский утверждал, что причиной принудительной посадки самолета якобы стало письмо от ХАМАС и начиналось оно словами "Мы, солдаты ХАМАС..." Представители ХАМАС опровергли свою причастность к инциденту дважды.
Официальное белорусское информагентство БелТА передало, что по приказу Лукашенко "для сопровождения пассажирского самолета" в небо подняли истребитель МиГ-29. Глава компании Ryanair Майкл О'Лири назвал принудительную посадку самолета "государственным угоном" и "воздушным пиратством" со стороны белорусских властей.