Ссылки

Новость часа

"Единственный способ переломить ситуацию – массовость и ненасильственность". Правозащитник о Марше смелых в Беларуси


В Беларуси на воскресном Марше смелых задержаны более 1100 человек, сообщает правозащитная организация "Весна". Акция протеста была посвящена Роману Бондаренко. Вечером 11 ноября его во дворе его дома избили люди в масках, которые приехали снимать бело-красно-белые ленточки с забора. "Я выхожу", – последние слова Бондаренко, которые он написал в дворовом чате перед выходом во двор. Он умер в реанимации на следующий день.

О том, какие санкции могут заставить власти Беларуси отреагировать на протесты, в прямом эфире программы "Утро" рассказал глава центра "Весна" Алесь Беляцкий.

Правозащитник о том, как белорусы смогут добиться победы протеста
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:50 0:00

– К сожалению, уже прошло три месяца, власти не собираются идти на переговоры с народом. И мы видим, как каждый день, каждую неделю у нас появляются новые политические заключенные, сотни, тысячи людей задерживаются, арестовываются. Это ужасающие масштабы, которые Европа не видела за все время после режима Сталина. Мы живем фактически при оккупационном режиме, который разговаривает с людьми гранатами, дубинками и арестами. При этой ситуации очень важна быстрая и жесткая реакция международного сообщества. Если она не произойдет, мы окончательно скатимся в диктатуру, и Украина будет иметь своим северным соседом Северную Корею.

– Я правильно понимаю, что этой жесткой реакции международного сообщества и не хватает Беларуси?

– Сейчас единственный язык, который белорусское правительство сможет понять, – это политические и экономические санкции. Потому как на любые другие предложения о внутриполитическом диалоге белорусские власти сейчас отказываются идти.

– Алесь, а есть какие-то новые цифры по количеству задержанных в воскресенье, и в чем этих людей обвиняют?

— Мы зафиксировали 1150 человек по Беларуси, из них более тысячи по Минску. Это не полные данные. Обычно процентов на тридцать больше всегда попадает людей, и мы постепенно пополняем эти списки. Я считаю, полторы тысячи человек – это реальное число арестованных вчера во время массовых акций в Беларуси.

Сегодня утром из "Двора перемен" около ста пятидесяти человек вышли из подвальных помещений, из квартир, где они сидели, пережидали, так как весь район был оцеплен. Там был фактически пропускной режим в этом районе, люди сумели выбраться только утром. Они сидели в этих подвалах без еды и воды, но сейчас все на свободе, те, кто сумел там переждать. Это действительно можно сравнить с оккупационным режимом, когда евреи прятались по квартирам и люди их прятали. Что-то похожее у нас сейчас происходит.

– Глава МИД России радуется тому, что количество митингующих становится в Беларуси меньше. А вы как считаете, протестные движения идут на спад или нет?

– У нас сейчас большая заболеваемость от коронавируса, и многие люди болеют. Пожилые люди тоже опасаются выходить на акции. Но тем не менее десятки тысяч все равно упорно выходят. Вчера не дали собраться общей колонне. Но то, что мы видели с разных точек в центре Минска, фактически весь Минск был парализован. Потому что тысячи людей стремились высказать свой протест против насилия и беззакония, которое творится в Беларуси. Может быть, зимой количество людей уменьшится, потому что это не самая лучшая погода для массовых мероприятий. Но неприятие этого режима в обществе существует просто огромное. Это никуда не денется, это можно решить только каким-то общенациональным диалогом. Но ни в коем случае не с применением силы, как сейчас власти просто стараются сломить своих оппонентов, хотя очевидно, что власти находятся в меньшинстве сейчас.

– Вы говорите, люди сидят в подвалах, скрываются. Людей задерживают и заводят уголовные дела. Это как-то влияет на страх митингующих? Становятся ли они испуганными?

– Вчера завели очередное уголовное дело по вчерашним событиям. Одной из подозреваемых является журналистка, которая работает на «Белсате», Катерина Андреева и ее подруга. Они делали стрим из квартиры, снимали то, что происходит в этом "Дворе перемен". Их оттуда как-то достали, милиция. Сейчас есть известие, что возбуждено уголовное дело по участию в массовом нарушении общественного порядка. Посмотрим, выйдет ли Катерина на свободу. Их задерживают сначала по административному процессу, в это время возбуждают уголовное дело, потом или выпускают человека или нет. У нас уже пошли первые политзадержанные среди журналистов, хотя на сутках сейчас сидит почти двадцать человек. Им дали по 15, по 10 суток за последние несколько дней. Поэтому журналисты сейчас находятся на переднем краю борьбы за распространение информации.

Еще тревожный момент, который я хотел бы отметить, это практический разгром Объединения белорусских студентов. КГБ в конце прошлой недели арестовало десять человек. Еще двое подозреваемых сумели убежать заграницу. Это фактически весь актив Объединения белорусских студентов, которые активно принимали участия в студенческих волнениях. Это старая организация, которой уже почти тридцать лет. И впервые мы видим, как целенаправленно фактически уничтожена молодежная студенческая организация. Это давление продолжается.

– Олесь, можно ли говорить, что все эти люди, они не напуганы, а, наоборот, усиливается агрессия в ответ на действия власти?

– В любом случае и политические лидеры, и блогеры, и мы, правозащитники, призываем к ненасильственному сопротивлению. Отчаяние тут не должно иметь место, нужно с трезвой головой и с горячим сердцем дальше продолжать это сопротивление, не впадая в насильственные способы. Мне кажется, это единственный способ нам переломить ситуацию – массовость и ненасильственность.

XS
SM
MD
LG