Ссылки

Новость часа

"Существует госполитика: не сообщать, не нагнетать обстановку". Что власти Беларуси не говорят о коронавирусе


Официально в Беларуси выявлено уже более полутора сотен больных новым коронавирусом COVID-19. При этом в стране до сих пор открыты границы с соседними государствами, продолжаются спортивные соревнования, в том числе чемпионат страны по футболу, а президент Александр Лукашенко еще несколько дней назад заявлял, что он больше всего боится вовсе не эпидемии коронавируса, а что "люди заболеют психозом, а от психоза будут остальные болезни".

31 марта Лукашенко, тем не менее, выразил соболезнования родным и близким витебского актера Виктора Дашкевича, первой жертвы коронавируса в стране. Но тут же уверенно сообщил, что в Беларуси эпидемия уже "достигла своего пика".

"Успокаиванием" жителей Беларуси вслед за Лукашенко занимаются и государственные медиа. В официальные репортажи не попадает ни информация о том, что многие больницы срочно перепрофилируют под "лечение пневмонии", ни то, что жителей некоторых городов и поселков массово отправляют в карантин, ни то, что медикам не хватает защитного оборудования.

Как власти и госСМИ Беларуси замалчивают проблемы, которые возникли в связи с эпидемией коронавируса, и как с информационной блокадой борются сами беларусы? Телеканал "Настоящее Время" задал эти вопросы Борису Горецкому, зампредседателя Белорусской ассоциации журналистов.

— Какая вообще ситуация в Беларуси с получением информации о коронавирусе, числе заболевших, мерах, которые в связи с этим принимаются властями?

— К сожалению, мы вынуждены констатировать, что довольно сложная ситуация с доступом к информации о коронавирусе, о количестве заболевших и других моментах, связанных с этой инфекцией. Журналисты не могут в полной мере получать информацию о количестве заболевших.

Министерство здравоохранения обновляет эту информацию нерегулярно и размещает ее не на сайте ведомства, а в каких-то телеграм-чатах. Но самое главное, что журналисты не могут получить информацию даже по запросу! Мы постоянно сталкиваемся с тем, что наши коллеги фактически целый день дозваниваются до Министерства здравоохранения в надежде получить информацию, комментарий, разъяснение о той или иной ситуации. Но это оказывается просто невозможно сделать. Региональные чиновники отправляют в Минздрав, а в Минздраве телефон не берут.

Неделю назад прошла информация о том, что якобы в Витебске скончался человек с коронавирусом. Многие журналисты общались по этому поводу с его родными, с медиками. Но получить официальную информацию в Минздраве никто так и не смог. Зато после этого государственные медиа еще и обвинили независимых журналистов в непрофессионализме.

На наш взгляд, это непрофессионализм в этой ситуации как раз со стороны чиновников: когда информация скрывается, замалчивается. Когда существует государственная политика: не сообщать, минимизировать, не нагнетать обстановку. И фактически все выпуски государственных изданий сегодня направлены на то, чтобы "успокаивать", скажем так, население.

— Я правильно понимаю, что врачам, которые работают с заболевшими коронавирусом, тоже запрещено общаться с журналистами?

— Некоторые врачи дают комментарии журналистам, но они просят не называть их фамилий, имен: дело в том, что в нашей системе здравоохранения давать комментарии журналистам запрещено без согласования с Минздравом.


Поэтому если какая-то информация журналистам от врачей поступает, то это негласная информация. И во всех случаях врачи просят обращаться в официальную пресс-службу Минздрава, с которой каждый день мы имеем проблемы.

На прошлой неделе было несколько громких случаев, когда журналисты заявили невозможности получить информацию от чиновников. В понедельник с одном маленьком городе школьников массово начали проверять на коронавирус, но информацию в Министерстве охраны здоровья об этом коллеги не смогли получить. Это просто недопустимо. Это выглядит так, как будто власть сама создает какие-то секреты, как будто власть сама закрывается, как будто власть хочет что-то утаить от общества. Это недопустимо.

— Что при этом о коронавирусе рассказывают официальные медиа?

— Большинство выпусков официальных медиа – телевидение, газеты – буквально направлены на то, чтобы успокаивать население. В них — минимальная информация об угрозе и максимум успокоения, максимум слов о том, что не надо бояться. Что все это придумки журналистов, придумки каких-то блогеров, придумки интернета. Что надо защищаться, одевая марлевые повязки, если это возможно.

Но при этом самая главная картинка, которая транслируется, – то, что жизнь в Беларуси не прекращается. Что проходят какие-то встречи, что власть работает и в какой-то степени даже насмехается над людьми, которые встревожены по поводу коронавируса. И государственные медиа также неоднократно транслируют слова чиновников, которые говорят о "нагнетании", "панике", якобы создаваемой СМИ из-за коронавируса. Но на самом деле никакой паники нет, хотя почему-то на этом все время делается ставка — что именно независимые медиа нагнетают, раздувают панику. А они всего лишь медиа, и их читатели хотят знать правду.

— А что о коронавирусе думают простые жители Беларуси? Они верят госСМИ и чиновникам?

— Настроения разные. На самом деле белорусы уже в какой-то мере привыкли к тому, что из государственных СМИ очень редко можно оперативно получить правдивую информацию, особенно в кризисной ситуации. Когда у нас случается какая-то проблема в стране, у нас государственные медиа прячутся сразу. Они работают в своем режиме: пишут о ВВП, о каких-то экономических достижениях в Беларуси. Но по горячей ситуации очень редко можно получить информацию.

Так было и с курсами валют, когда у нас резко менялся курс. Так же сейчас выглядит и ситуация с коронавирусом.

Слава богу, белорусские независимые медиа во многом переломили эту ситуацию. У нас большинство населения, большинство граждан читают информацию в негосударственных интернет-изданиях, ищут информацию там. И запрос на такую информацию максимально взлетает, максимально увеличивается в такие дни. Просмотры, рейтинги тех сайтов, которые пишут о ситуации, о коронавирусе, максимальны. Это объяснимо: люди хотят иметь информацию. Предупрежден – значит вооружен. Люди хотят быть предупреждены.

"Этот коронавирус смертелен!" Обращение заболевшего пастора с больничной койки
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:20 0:00

Наши коллеги из независимых изданий работают профессионально, стараются быть во всех местах, где что-то происходит, связанное с коронавирусом. И не боятся заявлять о государственной блокаде информации. 30 марта было не только заявление Белорусской ассоциации журналистов, на эту тему но и заявление двух крупных игроков белорусского медиарынка: TUT.BY, самого популярного белорусского интернет-портала, и такое же заявление главного независимого информагентства БелаПАН.

Мы все призываем Минздрав быть максимально открытым и, самое главное, давать в течение рабочего дня информацию журналистам. Потому что на данный момент белорусские коллеги даже в течение рабочего дня не всегда могут дозвониться до Минздрава и получить информацию. Минздрав каким-то образом прячется в телеграм-каналы и личные сообщения, а пресс-секретарь Минздрава почему-то пишет комментарии журналистам в фейсбуке.

Власти со своей стороны обвиняют наших коллег в нагнетании обстановки. Но мы считаем, что самое лучше средство против нагнетания – это правдивая своевременная информация.

Просто-напросто ответить на телефонный звонок – это обязанность ведомства. К сожалению, с этим сейчас серьезные проблемы. И мы призываем все госорганы, связанные с коронавирусом, с охраной здоровья, быть открытыми и предоставлять информацию. Это право граждан – знать, что происходит в стране и как себя обезопасить от каких-то угроз.

— Задержание Сергея Сацука вы тоже связываете с ситуацией с коронавирусом в Беларуси?

— Задержание нашего коллеги Сергея Сацука произошло на фоне ряда факторов. Сацук – человек, который много лет профессионально писал о коррупции в Минздраве. Это сразу вызывает подозрения. Минздрав закрыт, не дает информацию журналистам, а коллегу, который писал о Минздраве и писал о коррупции, задерживают и помещают в СИЗО.

За два дня до своего задержания Сергей Сацук выступил с материалом в своем издании, в котором подверг критике цифры Минздрава и заявил, что сомневается в числах, которые озвучиваются Минздравом. Наверное, все независимые белорусские журналисты сомневаются в этих данных. Я думаю, что и многие медики в них сомневаются, потому что складывается такое впечатление, что с этими данными неразбериха.

Поэтому да: задержание Сацука произошло на фоне коронавируса, на фоне того, что это главный журналист-расследователь, который писал о ситуации в Минздраве. Это человек, который не бросал слов на ветер, а всегда проводил глубокие расследования и вскрывал очень серьезные факты.

Обостряет ситуацию и то, что за два дня до своего задержания он выступил с материалом по поводу статистики – и рочно через два дня после этого к нему приезжают с задержанием, с обыском. Причем дознаватели, сотрудники ДФР (Департамент финансовых расследований – НВ) очень плотно работают. Сацука не просто задержали, допросили и отпустили. Он в СИЗО, обыски прошли в редакции издания где он работает, дома у Сергея, даже у соседей Сергея прошел обыск. Была изъята техника, изъяты документы.

Мы, Белорусская ассоциация журналистов, требуем немедленное освобождения Сергея. Журналист должен быть на свободе, это не должно быть запугивание его коллег. А если какие-то есть нарушения – давайте открыто об этом заявлять. Но на данный момент (сегодня седьмой день, как Сергей находится в тюрьме) – до сих пор нет никакого официального комментария по поводу его задержания.

XS
SM
MD
LG