"Иногда не до законов", – заявил Александр Лукашенко в сентябре прошлого года, призывая прокуроров "спасти страну от нашествия" и называя "интервенцией" протесты белорусских граждан против фальсификаций на выборах и насилия со стороны силовиков. "Спасение" в виде судов с анонимными свидетелями в балаклавах, шаблонными записями в протоколах и абсурдными приговорами белорусы называют "судилищем". В ближайшее время в стране вступят в силу изменения более чем в 10 законов, которые правозащитники и другие наблюдатели называют "репрессивными".
Законопроекты уже одобрены Советом Республики и ждут подписи Лукашенко. После этого они вступят в силу. Рассказываем о некоторых из них.
О массовых мероприятиях
Согласно поправкам в "Закон о массовых мероприятиях", на все акции нужно будет разрешение властей, а уведомительный порядок их проведения отменяется. До тех пор, пока мероприятие не разрешено официально, о нем нельзя писать в СМИ.
Прямые эфиры на массовых мероприятиях запрещены. Журналисты приравниваются к участникам или организаторам, в то же время представителям СМИ нельзя выступать в качестве организаторов или участников массовых мероприятий.
Запретят также собирать деньги или помогать любым другим способом людям, привлеченным к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых акций.
Политические партии и общественные объединения будут нести ответственность за своих членов, если те нарушат закон о массовых мероприятиях.
О средствах массовой информации
Поправки в этот закон, кроме прочего, предусматривают лишение журналиста аккредитации за "умышленное противоправное деяние при осуществлении профессиональной деятельности", а также позволяют не суду, а Межведомственной комиссии по безопасности в информационной сфере прекратить выход средства массовой информации или ограничить доступ к сетевому изданию. Причина, по которой это можно сделать, – наличие материалов, распространение которых может привести к возникновению угрозы национальной безопасности.
Та же комиссия может принять решение об ограничении доступа к интернет-ресурсу или сетевому изданию, если посчитает, что материалы на этом ресурсе угрожают национальной безопасности страны. В обосновании принятия проекта закона это аргументируется необходимостью "снижения нагрузки на судебные органы" и "оперативного пресечения распространения противоправной информации", обращает внимание TUT.BY.
Будет запрещена публикация в СМИ и на интернет-ресурсах результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам, выборам президента, депутатов, если они проводились без получения необходимой для этого аккредитации.
С 3 до 5 лет будет продлен запрет на право физических и юридических лиц выступать учредителем СМИ после прекращения его выхода, для владельцев интернет-изданий это 3 года. Это значит, что если издание будет закрыто по решению суда, то на протяжении этого времени (5 и 3 года) его учредитель не сможет учредить другое медиа.
В связи с этими изменениями Белорусская ассоциация журналистов обратилась в Палату представителей с просьбой организовать обсуждение этих поправок и выслушать самих журналистов. Но через некоторое время Палата представителей приняла эти изменения, а вскоре председатель комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ Геннадий Давыдько ответил БАЖу, что обсуждение "не представляется возможным", поскольку проект закона уже принят.
Об адвокатской деятельности
Законопроект "упраздняет" деятельность адвокатов в составе адвокатских бюро и индивидуально. Единственной организационной формой остаются юридические консультации.
Из определения полномочий индивидуальных адвокатов исключается юридическая помощь по уголовным и административным делам.
Предлагается упрощенный порядок приема в адвокаты для претендентов из числа бывших судей, прокуроров и других работников правоохранительных органов. Если обычно стажеры проходят стажировку в течение 6 месяцев, а потом сдают устный и письменный экзамены, то бывшие сотрудники правоохранительной и судебной систем будут стажироваться 3 месяца и сдавать один устный экзамен.
Утверждать стажеров будет Министерство юстиции. Раньше это делали территориальные коллегии.
Известный белорусский адвокат Дмитрий Лаевский писал, что если поправки примут, то это будет "колоссальный удар по независимости профессии, откат назад в развитии адвокатуры и, безусловно, серьезное умаление возможностей граждан и организаций в получении юрпомощи".
Менее чем за год, с начала протестов после президентских выборов, в Беларуси были лишены аккредитации около 20 адвокатов. В основном они занимались политически мотивированными делами. Недавно один из них, Сергей Зикрацкий, уехал из Беларуси. Он сообщил, что намерен продолжать делать все возможное, чтобы изменить ситуацию в Беларуси, а в текущих реалиях это невозможно делать в Минске.
О недопущении реабилитации нацизма
В тексте документа даются определения таким понятиям, как нацистские преступники – "организаторы, подстрекатели, руководители или исполнители военных преступлений", пособники нацистских преступников – "те жители оккупированных территорий, в том числе призывники, которые непосредственно выполняли или сознательно способствовали выполнению приказов нацистских властей".
Перечень действий, определяющих реабилитацию нацизма, пополнился "героизацией нацистских преступников и их пособников" – прославление их самих и их преступлений.
Противодействовать реабилитации нацизма белорусские власти собираются при помощи патриотического воспитания граждан, а именно:
- формирования у них нетерпимости к нацизму в обществе и его реабилитация;
- распространения актуальной информации, в том числе в интернете;
- прославления победы в Великой Отечественной войне через художественные, образовательные и научные проекты.
МВД и КГБ должны будут делать прогнозы общественно-политической ситуации, предоставлять информацию главе государства и правительству, участвовать в реализации превентивных мер.
Нарушение этого закона может привести к официальному предупреждению, приостановлению деятельности любой организации (в том числе иностранной и международной), признанию ее экстремистской и запрету на территории Беларуси.
Белорусская служба Радио Свобода отмечает, что уголовная ответственность за реабилитацию нацизма появилась в белорусском законодательстве 1 февраля 2020 года – тогда вступили в силу поправки к статье 130 Уголовного кодекса ("Разжигание расовой, национальной, религиозной или иной социальной ненависти, реабилитация нацизма"). Санкция статьи предусматривает до 5 лет лишения свободы.
В настоящее время за разжигание вражды в Беларуси задержаны руководители и члены Союза поляков, непризнанного в Беларуси. Власти посчитали проведение традиционной ежегодной ярмарки "Гродненские Казюки" "незаконным массовым мероприятием по чествованию участников антисоветских бандформирований". Представителям Союза поляков грозит от 5 до 12 лет лишения свободы. Дело о реабилитации нацизма уже возбуждено в отношении известного белорусского художника и перформера Алеся Пушкина – за картину, на которой изображен участник послевоенного антисоветского движения Евгений Жихарь.
О противодействии экстремизму
Экстремизмом в новом документе названы действия в ущерб независимости, территориальной целостности государства, суверенитету, основам конституционного строя и общественной безопасности. В "экстремистских действиях" сейчас можно обвинить партии, организации, в том числе зарубежные и международные, обычных граждан.
Экстремизмом будет считаться и участие в экстремистском формировании. Раньше им могло стать создание организации или осуществление экстремистской деятельности.
Экстремизмом также будет являться:
- распространение ложной информации о различных сферах жизни в Беларуси, о правовом положении граждан Беларуси, сведений, "дискредитирующих Республику Беларусь";
- оскорбление государственного служащего;
- дискредитация правительства и администрации;
- воспрепятствование работе Центральной избирательной комиссии и других государственных органов;
- активное участие в массовых беспорядках или их организация;
- призыв к несанкционированной массовой акции – от митинга до пикета, а также вовлечение в них людей;
- публичное оправдание таких действий, а тем более призыв к ним;
- финансирование вышеуказанных действий.
За распространение заведомо ложной информации и призывы к нарушению территориальной целостности страны предусмотрена уголовная ответственность.
Сейчас в списке экстремистов на сайте белорусского КГБ более 700 фамилий. Наряду с членами "Аль-Каиды" и "Талибана" в нем 37 белорусов, среди которых – лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская, член Координационного совета Павел Латушко, блогер Антон Мотолько, а также Дербыш Галина Ивановна – 59-летняя пенсионерка из агрогородка Обухово под Гродно, обвиняемая по "делу Автуховича". Кроме того, экстремистскими признаны 40 телеграм-каналов и чатов, а также логотип и водяной знак NEXTA. В Главном управлении по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Беларуси (ГУБОПиК) заявили, что "хранение и подписка" на эти каналы и чаты влекут административную ответственность. То есть, по версии ГУБОПиК, если человек просто подписан на канал, читает его и не распространяет эту информацию, он все равно попадает под статью. Однако это противоречит действующему законодательству, утверждают адвокаты, так как подписка на канал не значит распространение его информации.
Защита силовиков
Кроме этих документов к принятию готовы изменения в закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны". Сейчас на госзащиту могут претендовать не только указанные граждане, но и их родные. Сама государственная защита предполагает охрану, перевод на другую службу и даже изменение внешности, а также более суровое наказание для тех, кто покусится на жизнь, здоровье или имущество судей, силовиков и контролеров.
Изменения в закон "Об органах внутренних дел" позволяют сотрудникам органов внутренних дел без письменного согласия граждан "запрашивать и получать на безвозмездной основе сведения из информационных систем, в том числе содержащих персональные данные, и иметь доступ, включая удаленный, к информационным системам, в том числе содержащим персональные данные, по письменному запросу или на основании соглашения, заключенного с собственником (владельцем) информационной системы". Кроме того, сотрудникам органов внутренних дел дается право "запрещать гражданам осуществление видеозаписи, фото- и киносъемки", а "в случае пресечения массовых беспорядков" силовики смогут использовать боевую и специальную технику.