Ссылки

Новость часа

"Со времен Сталина в Беларуси ничего похожего не было". Правозащитник Алесь Беляцкий – о массовом уголовном деле за протесты


Силовики перекрыли дорогу участникам Марша против террора. Минск, Беларусь, 1 ноября 2020 года
Силовики перекрыли дорогу участникам Марша против террора. Минск, Беларусь, 1 ноября 2020 года

В воскресенье в Минске и других городах Беларуси прошли Марши против террора, на которые вышли несколько тысяч человек. На следующий день Следственный комитет заявил о возбуждении уголовного дела по факту массовых беспорядков 1 ноября. Подозреваемыми по этому делу стали более 230 человек, задержанных накануне. Всего в Беларуси 1 ноября задержаны более 310 человек.

Ранее большинство задержанных на акциях проходили по административным статьям, предусматривающим максимум 15 суток ареста. Теперь фигуранты дел могут получать реальные тюремные сроки. Так, например, было в России после протестов летом 2019 года. Известно, что в статусе подозреваемых находятся и трое журналистов телеканала "Белсат". Их также задержали на Марше – во время работы.

Такое масштабное уголовное преследование по итогам акции протеста происходит в Беларуси впервые. Об этом Настоящему Времени заявил глава правозащитного центра "Весна" Алесь Беляцкий.

Правозащитник Алесь Беляцкий – о массовом уголовном деле за протесты в Беларуси
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:40 0:00

Об уголовном деле за Марш против террора

— Это беспрецедентно в истории новой Беларуси: никогда не было такого количества подозреваемых по уголовному делу, которое имеет явный политический подтекст. Разве что со времен Сталина, это с 1940-1950-х годов, ничего у нас похожего не было. Сейчас мы имеем такое некое уголовное дело, 231 человек обвиняется за действия, которые грубо нарушают общественный порядок. Это значит, что они могут стать обвиняемыми из подозреваемых и могут быть осуждены до трех лет колонии.

Очевидно, что власти решили ввести такой тотальный террор по отношению к участникам массовых демонстраций. А демонстрация, которая проходила 1 ноября в Минске, имела исключительно мирный характер: там не было ни одной стычки демонстрантов с сотрудниками милиции, там не было ни одного прорыва цепи или каких-то других действий, которые бы угрожали общественному порядку. Наоборот, демонстранты обстреливались абсолютно безосновательно резиновыми пулями, бросались в них светошумовые гранаты, задерживались непропорциональным применением силы, их просто избивали, гоняли по полю на микроавтобусах просто как нелюдей.

Нужно еще учесть, что 1 ноября – День всех святых, это достаточно важный день для многих белорусов, когда поминаются предки. Обычно в эти дни люди идут на могилы своих близких или вообще на могилы, где вспоминают предков. И поход в Куропаты имел такой символический смысл.

Я скажу, что в 1988 году, когда впервые в Беларуси произошла широкомасштабная такая демонстрация, она как раз проходила на Дзяды. Ее разогнала тогда советская еще милиция.

С 1988 года даже Лукашенко, который очень неровно дышит на любые демонстрации, на любые массовые акции, никогда не разрешал себе разгоны этих шествий.

Да, шествия на Куропаты проходили каждый год: все эти 32 года – с 1988-го – примерно по этому же маршруту.

Но сейчас так совпало, что было необыкновенное количество людей – десятки тысяч людей принимали участие в этой акции. Очень трудно [их] посчитать, потому что с самого начала дробили и разгоняли всячески, не давали объединиться в одну колонну людям. Мы получили такое издевательство над народными традициями белорусов со стороны власти. Причем подчеркнутое.

И это уголовное дело, конечно же, не имеет никакого отношения к какому-то справедливому разбирательству и к правовой системе вообще. Это чисто политическое дело. Как в 1930-е годы возбуждали дела против врагов народа, по которым проходили сотни обвиненных, и у нас в Беларуси это так же было, вот что-то похожее мы имеем и на сегодняшний день. Я просто не имею даже слов, как это оценить, но видно, что Беларусь просто стремительно скатывается в пропасть тоталитаризма и свирепого абсолютизма, который насаждает Лукашенко, поправ все правила и законы.

Почему такое дело возникло сейчас

— Очевидно, что Лукашенко и ближайшая его свита хочет поставить точку на массовых акциях, которые регулярно проходят в Беларуси несмотря на высочайший уровень репрессий вот уже последние три месяца.

За три месяца мы имеем почти 17 тысяч арестованных и задержанных, мы имеем более тысячи людей, которые были избиты и обратились в больницу, потому что были ранены, избиты. Мы имеем четырех человек, которые были убиты во время акций, или же погибли, потому что им не была оказана вовремя медицинская помощь, или же погибли при невыясненных обстоятельствах. Мы имеем высочайший уровень насилия со стороны властей – и ни одного уголовного дела, возбужденного по тем сотням заявлений белорусских граждан (их уже почти тысяча подано в Следственный комитет) по расследованию этих массовых преступлений. Но мы в то же время имеем дела против мирных демонстрантов, по которым массово проходят участники, задержанные на этом марше.

Конечно же, эта система просто плюет на Конституцию, на белорусское законодательство, на международные соглашения в области прав человека, она выходит за все рамки пристойности. Я не знаю, что тут нужно сделать, но нужно каким-то образом ее остановить.

XS
SM
MD
LG