Ссылки

Новость часа

"Стремление людей выходить протестовать есть". Что происходит в Беларуси


В Беларуси проходят протестные пикеты. В пятницу силовики задерживали активистов и журналистов. В этот день завершается этап сбора подписей за выдвижение претендентов в кандидаты в президенты. Пикеты по сбору подписей, согласно белорусскому законодательству, можно проводить без разрешения властей. Президентские выборы в стране назначены на 9 августа.

О ситуации мы поговорили с политическим обозревателем Игорем Ильяшом.

Политический обозреватель – о протестах в Беларуси
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:12 0:00

– Как вы оцениваете то, что происходит сейчас в Минске и других городах Беларуси?

– В принципе, это предсказуемая реакция Лукашенко. Он все последние недели грозился, угрожал обществу, угрожал своим оппонентам жесткими действиями, и он даже проводил параллели с событиями в постсоветских странах, которые заканчивались массовыми убийствами. И, конечно, то, что происходят задержания, в этом нет ничего удивительного. Скорее, даже можно удивиться, что они не начались раньше. Все вполне закономерно. Лукашенко напуган, он сейчас понимает, что удержать ситуацию может только за счет насилия и жестокости, и он их демонстрирует, чтобы напугать общество и произвести впечатление на собственную номенклатуру, чтобы та не думала ни о какой измене.

– А куда в этой жестокости он готов зайти?

– Я думаю, что у Лукашенко в этом плане нет никаких ограничений. Мы видели, например, в 2014 году на Майдане, что жесткие столкновения закончились массовыми расстрелами. Я думаю, что Лукашенко готов пойти дальше Януковича. Если будет нужно, он будет стрелять по людям.

– На что он намекает, например, заявлением о том, что эти протесты – попытка дестабилизации ситуации в стране, инспирированная извне. На кого он намекает? На Россию, на Запад?

– Судя по всему, в последнее время он намекал на Россию. У него, в принципе, источники внешней угрозы меняются в зависимости от политической конъюнктуры. Сейчас, поскольку последнее время были достаточно напряженные отношения с Россией, он намекает, очевидно, на Россию. Но в этом кроется забавное противоречие, потому что буквально вчера [в четверг] говорили наши правоохранители о том, что якобы за Бабарико стоят некие кукловоды из "Газпрома" и даже выше, явно подразумевая российскую власть. А вот же сегодня [в пятницу] в Минск прилетел министр иностранных дел Лавров, и Лукашенко очень тепло с ним обнимался. Собственно, получается, как раз с теми людьми, которые, по его словам, дестабилизируют обстановку в Беларуси и пытаются устроить революцию, Майдан и бойню.

– И с Путиным говорил по телефону. Согласно сообщению на президентском сайте, ничего такого не сказано. Скажите, как, по-вашему, люди дальше будут выходить или остановятся на этих протестах?

– Очевидно, что стремление людей выходить протестовать есть. Характерной особенностью нынешнего года, в отличие от, например, кампаний 2010 или 2006 года, является то, что эти протесты, они, скорее, имеют стихийный характер – и они совершенно не нуждаются в лидере. Людям нужно просто как-то выразить свое недовольство системой, недовольство властью.

Но, с другой стороны, несмотря на такой высокий потенциал, все-таки какая-то точка предложения должна существовать, и людям должны предложить какой-то план: когда, с какой целью приходить массово на площадь и выражать свои протесты.

– Кто это должен сделать?

– Очевидно, кто-то из оппонентов Лукашенко. И логично будет предположить, что это должен быть Виктор Бабарико. Но он этого сделать не может, находясь в СИЗО.

По теме

XS
SM
MD
LG