Александр Лукашенко подтвердил, что основатель ЧВК "Вагнер" Евгений Пригожин уже находится в Беларуси. Еще он подробно рассказал о том, как якобы 24 июня выручил Владимира Путина, который к моменту их разговора уже даже отчаялся связаться с Пригожиным. Номер телефона лидера наемников Лукашенко дали в ФСБ: "У Евгения полная эйфория. Разговаривали первый раунд минут тридцать. На матерном языке исключительно. Слов матерных, я потом уже проанализировал, было в десять раз больше, чем нормальной лексики".
По словам Лукашенко, белорусским военным будет полезен боевой опыт командиров ЧВК "Вагнер", которые вернулись с войны в Украине. "Переезд" наемников в Беларусь и возможное строительство для них лагерей Настоящее Время обсудило с военным экспертом Сергеем Бульбой.
– Сначала у нас шум пошел, что все вот эти 25 тысяч переместятся в Беларусь. Естественно, белорусов это напугало, потому что не хватало еще этого счастья. Пошли разговоры, пошли вбросы, что якобы первая база готовится, что уже якобы за сутки была дана команда подготовить заброшенную бывшую военную базу для приема первых восьми тысяч вагнеровцев. Разговор шел об Осиповичах, но информация не подтверждается, никто в Осиповичах не видел никаких вагнеровцев. Потом пошел вброс, что они будут размещены в Барановичах. Там они были где-то месяца за два. Свежемобилизованные вагнеровцы проходили первичное обучение на полигоне Обуз-Лесновский. Но там их тоже никто не видел. Третий вброс пошел: в Гродненской области им выделяют какую-то базу. Там их тем более никто не видел.
В остальном о Пригожине было достаточно много информации. Объединенный штаб сопротивления вбросил, как будто бы кто-то из белорусов видел его на окраине Минска, отель "Грин", но эта информация также не подтвердилась. То есть очень много либо пустой информации, либо осознанного ИПСО.
Зачем вагнеровцы нужны? Лукашенко нашел разумное вроде бы применение: с его точки зрения, они станут инструкторами для белорусских вооруженных сил. Якобы они имеют большой опыт войны в Украине, ориентируются во всех новшествах, тактиках, вооружении, какое лучше, какое хуже, где и как что-то применять.
– Вы когда говорили о, возможно, их переезде в Беларусь, сказали: еще такого счастья нам не хватало. Видите в них какую-то угрозу, опасность в них какая-то есть?
– Российские войска в прошлом году перед началом войны, когда были объявлены учения в феврале, зашли на белорусскую территорию, были конфликты. Вся эта информация закрывалась, уголовные дела не афишировались. Но периодически возникали драки между гражданскими белорусами в тех же Барановичах и летчиками российскими. В ресторане, выпив, начинали вести себя как бояре приехавшие, как патриции с плебеями. Заканчивалось это, естественно, нехорошо. Было несколько моментов, по-моему, месяцев восемь назад. У россиянина, попавшего в плен, украинцы начали досматривать телефоны и нашли там кадры, которые их удивили. Офицеры сидят в выкопанном зиндане, они спрашивают, что это за люди. А это типа мы белорусов кинули в подвал для того, чтоб не быковали. Все это привело к тому, что военная контрразведка, как российская, так и белорусская, рекомендовала поменьше сводить белорусские и российские подразделения вместе.
– Я еще хотел у вас спросить, не является ли Пригожин личной опасностью для Лукашенко, некоей миной для его режима?
– Они же похожи на самом деле.
– Вроде нам тоже казалось, Путин с Пригожиным похожи, а вот, как видите, выяснилось.
Два узурпатора попробуют найти общий язык для совместного бизнеса именно в Африке
– О Путине я бы никогда не подумал, что он может совершать какие-то отчаянные и смелые действия. Просчитанные – это да, а вот отчаянные – не путинский психотип. Я не рассматриваю вариант того, что вагнеровцы зайдут в Беларусь и будут угрожать очередным походом на Киев. Для того чтобы прорвать оборону, которая Украиной выстроена со своей стороны, россиянам нужно создать преимущество в 4-5 раз.
А вот Лукашенко… Мне кажется, что эти два товарища найдут общий язык в каких-нибудь африканских полулегальных бизнесах. Лукашенко рыскает по Африке, вся же добыча алмазов, добыча золота. Нормальные цивилизованные страны их деньги не берут в оборот. Они ищут, где их можно отмыть, где можно прокручивать свои деньги легко. Многих удивила информация, что Пригожин с Лукашенко двадцать лет знакомы и чуть ли не хорошие друзья. У Пригожина по Африке огромный опыт. Он уже имеет там филиалы ЧВК "Вагнер". С моей точки зрения, два узурпатора попробуют найти общий язык для совместных действий, совместного бизнеса именно в Африке.