Ссылки

Новость часа

"Нужно заниматься победой на войне, а не на выборах". Депутат Рады Гончаренко – о том, нужны ли Украине выборы в 2024 году


Президент Украины Владимир Зеленский прокомментировал слухи о подготовке к президентским выборам в Украине весной 2024 года. В своем видеообращении Зеленский сказал, что сейчас не время готовиться к выборам, а все ресурсы следует направить на защиту против российской агрессии. Разговоры о том, что украинские власти готовятся к выборам, Зеленский назвал вбросами.

Однако о том, что президент Украины Владимир Зеленский взвешивает все "за" и "против" проведения президентских выборов весной следующего года, на прошлой неделе заявил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. Народный депутат Украины Алексей Гончаренко со ссылкой на источники в офисе президента говорил, что Зеленский поручил подготовиться к выборам до 31 марта следующего, 2024 года – то есть меньше, чем через пять месяцев. Согласно украинскому законодательству, любые выборы в стране во время военного положение проводить нельзя.

В эфире Настоящего Времени Алексей Гончаренко прокомментировал ответ Владимира Зеленского на "вброс" о выборах, а также рассказал, почему, на его взгляд, президентские выборы в Украине сейчас неуместны.

Депутат Рады Алексей Гончаренко – о возможных президентских выборах в Украине
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:47 0:00

– Вчера [шестого ноября] Зеленский опроверг вашу информацию о том, что он поручил готовиться к выборам. Можете это прокомментировать?

– Зеленскому тогда надо еще уволить министра иностранных дел Кулебу, который три дня назад сказал о том, что "Зеленский взвешивает все "за" и "против" проведения выборов весной 2024 года". А Зеленский вчера сказал, что не надо вбрасывать такие идеи в общество, никаких выборов быть не может. Как-то это не похоже на то, что сказал министр иностранных дел.

Мой вывод однозначен. В той информации, которую я давал, я абсолютно уверен. Порядка недели назад Зеленский принял решение о проведении выборов 31 марта. Почему 31 марта? Потому что, если бы не было войны, 31 марта следующего года должны были бы состояться выборы президента Украины. Недаром именно министру иностранных дел Кулебе поручили озвучить эту идею.

Вчера действительно была, можно сказать, информационная буря: все активно обсуждали – можно, нельзя – и все пришли к единодушному выводу. Я, озвучивая эту информацию, сразу говорил, что считаю это абсолютно невозможным, даже технически. И смысла в этом никакого нет – более того, в этом есть много угроз и рисков. Страна может либо бороться сама с собой, что предусматривают выборы, и для выборов это нормально, или бороться против врага, с которым у нас сегодня экзистенциальная война. Поэтому наш выбор очевиден: нужно заниматься войной, победой, а не победой на выборах.

Увидев реакцию общества и все эти комментарии, Зеленский, что называется, дал заднюю и сказал, что выборов не будет. Слава богу, это означает, что в Украине демократия, мнение общества является ключевым, власть прислушивается к мнению общества. Мы увидели, что власть сделала шаги в обратном направлении.

Пройдут ли в Украине в 2024 году президентские выборы
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:06 0:00

– Насколько я понимаю, в таком случае перед Зеленским встает другой вопрос: как теперь объяснить западным союзникам в Европе и Соединенных Штатах, почему нет тех выборов, которые добавили бы легитимности действующей власти? Как вы думаете, что на этот вопрос будет отвечать офис президента?

– Во-первых, я ни разу нигде не слышал от западных лидеров призывов к тому, что нужно провести выборы. Единственное, кого мы слышали, – это сенатор Линдси Грэм: при всем уважении, это один из 100 сенаторов Соединенных Штатов Америки, представитель неправящей партии, поэтому назвать его лидером западных стран мы никак не можем. Ни от одного западного лидера ни публично, ни непублично, а некоторых из них я знаю лично, я никогда ничего подобного не слышал. Ни от одного посла стран "большой семерки" в Украине, в Киеве я ничего подобного никогда не слышал. Поэтому подобного запроса ни у кого нет.

В Великобритании между 1935 и 1945 годами не было никаких выборов и никто не ставил под сомнение легитимность правительства Уинстона Черчилля – опять же, по понятным причинам.

Ответ здесь очень простой: легитимность здесь действительно является ключевой, но о какой легитимности мы говорим, если мы не можем организовать полноценный избирательный процесс? Ведь выборы – это не просто поставить какие-то крестики в бумажке. Тогда можно сказать, что и у Путина есть выборы, и у Лукашенко. Но мы же понимаем, что это совершенно не так. Выборы – это полноценный процесс с дебатами, с контролем, со свободой собраний и со многим другим, что в Украине, к сожалению, на сегодняшний день невозможно. Конечно, Украине нужны будут выборы сразу после окончания боевых действий.

– Если вы говорите, что таким образом офис президента и Зеленский решили прощупать общественное мнение на предмет выборов, то зачем вообще тогда нужно было его прощупывать?

– Это не только на тему выборов происходит – в украинском обществе это происходит регулярно: власть прощупывает общественное мнение.

Зеленский хотел бы пойти на выборы, потому что сегодня в условиях ограниченной политической конкуренции, когда медийное поле как минимум частично контролируется властью, а общенациональное телевидение контролируется властью полностью, мечта любой власти – провести выборы в таких условиях. Имеется в виду не в военных условиях, а в условиях контроля медиапространства и всего остального. Поэтому Зеленский отчетливо понимает, что если провести эти выборы 31 марта, то у него самые большие шансы быть на них победителем. А что будет завтра, никто не знает. Сегодня все соцопросы показывают, что поддержка Зеленского в Украине не такая, как она была еще три месяца назад.

Кроме того, напомню вам, что еще месяц назад Зеленский дал интервью итальянской прессе, в котором его спросили про второй тур. Когда Зеленский шел в президенты, он обещал, что он идет только на один срок. Его спросили: пойдет ли он на второй срок? Он сказал, что если будут выборы во время боевых действий, – еще раз обратите внимание на разницу между тем, что прозвучало вчера вечером, и тем, как он комментировал тогда, – то он, как капитан корабля, не бросит корабль во время шторма и пойдет на выборы. А если война закончится, то будет уже незачем. Это тоже очень показательный комментарий.

– Здесь получается противоречие: украинцы высказываются против выборов президента, потому что доверяют Зеленскому, но при этом вы говорите, что Зеленский хотел бы провести выборы, потому что его поддержка падает. Это противоречивые тезисы.

– Никакого противоречия нет. Я не могу говорить за всех украинцев, но я могу говорить за себя, так как я украинский гражданин. Я не хочу проведения выборов не потому, что я доверяю Зеленскому – [у меня] к Зеленскому есть очень много вопросов. Но я не хочу проведения выборов, потому что выборы ничего не улучшат: выборы расколют страну на несколько месяцев, они отвлекут внимание. Начиная с финансирования выборов, когда сегодня каждая копейка нужна на войне, и заканчивая тем, что, повторюсь, выборы – это борьба всех против всех. Сегодня этому не место.

Я не голосовал за Зеленского и я не хочу, чтобы после войны он был президентом Украины. Но я полностью признаю, что он легитимный президент. И так исторически сложилось, что эта война произошла в его каденцию. При нем она началась, при нем она должна закончиться. Вот что я думаю, при том что я не поддерживаю идею, что Зеленский будет дальше президентом. Но я не хочу выборов, потому что выборы сегодня несут серьезную угрозу для Украины и для нашей победы.

– А есть ли сейчас у Зеленского конкуренты, которые хотели бы выборов?

– У нас 40-миллионная страна. Несмотря на то, что многие выехали, все равно есть много людей, которым, я думаю, есть что предложить.

XS
SM
MD
LG