В Беларуси по состоянию на 30 мая 2023 года политзаключенными признаны 1507 человек, следует из данных правозащитного центра "Вясна". Ольга Горбунова из Объединенного переходного кабинета белорусских демсил заявляет, что в Беларуси может быть более 5000 политзаключенных.
У каждого заключенного есть близкие, которые годами ходят на свидания и возят в колонии передачи. Белорусская служба Радио Свобода поговорила на условиях анонимности с женой заключенного бывшего милиционера, она рассказала, во сколько обходится его содержание в колонии.
"Для колонии нужно купить все свое – одежду, обувь, постельное белье"
Муж Виктории (имя изменено в целях безопасности – РС) отбывает в колонии срок за "участие в массовых беспорядках": его задержали в августе 2020 года – после президентских выборов и начала протестных митингов. Виктория тогда столкнулась с большими расходами. По ее словам, в 2020 году адвокаты брали в среднем 150-270 белорусских рублей (около $60-100) за одно посещение заключенного в СИЗО или один выезд в суд. И таких визитов может быть много.
Задержанному в следственный изолятор можно передать посылку – до 30 килограммов в месяц. "Когда он находился в СИЗО, одна передача обходилась мне примерно в 400 рублей (около $158)", – рассказывает женщина.
Если ты купишь черную робу с дополнительным карманом, ее не примут
После суда мужа отправили в колонию. Виктории нужно было купить для него спецодежду (черную робу), обувь, постельное белье, средства гигиены, спортивный костюм и обувь.
"Да, в колонии выдают одежду, обувь, постельное белье. Но это все очень низкого качества, кроме того, раньше этим кто-то пользовался. Поэтому родственники часто покупают свое – либо в специальных магазинах одежды, либо шьют на заказ. Потому что если ты купишь черную робу с дополнительным карманом, ее не примут", – объясняет Виктория.
"Передаю 5-7 блоков сигарет, хотя муж не курит"
Муж Виктории отбывает наказание в колонии строгого режима. У него есть право на четыре передачи в год весом по 50 килограммов. Их можно как привезти в колонию самостоятельно, так и отправить по почте.
Зарплата Виктории – около 800 белорусских рублей. На 50-килограммовую передачу для мужа она тратит около 1200
Виктория говорит, что ее зарплата – около 800 белорусских рублей (примерно $315). На 50-килограммовую передачу для мужа в колонию она тратит около 1200 рублей ($475). Туда входят продукты, средства гигиены, нижнее белье, сезонная одежда.
Женщина говорит, что питание в белорусских колониях не очень хорошее, а политзаключенные при этом заняты тяжелым физическим трудом, поэтому Виктория старается, чтобы в передаче было много полезных продуктов. Тем более, что в колонии заключенные делятся друг с другом.
Примерный список для передачи в колонию:
- 10 килограммов засоленного сала (150-180 рублей – примерно $60-70).
- Копченые колбасы и копчености; сырое мясо, из которого Виктория делает домашние мясные чипсы (около 200 рублей).
- Сыр – по пол-головки разных сортов (около 100 рублей).
- Чай, кофе (около 250 рублей).
- Сигареты, 5-7 блоков (200 рублей).
- Каша быстрого приготовления (около 100 рублей).
- Шоколад, конфеты, печенье, сухофрукты, орехи (около 150 рублей).
- Мыло, шампунь, зубная паста, щетка, белье, футболки, носки, средство для мытья посуды, тетради, карандаши (около 300 рублей).
- Спецобувь для колонии (80 рублей), зимнее пальто (100 рублей).
"Муж не курит, но сигареты там – как валюта, – объясняет Виктория. – Например, их заставляют чистить туалеты, но осужденным это делать не рекомендуется, поэтому они нанимают людей "с низким социальным статусом" и расплачиваются с ними сигаретами. Также можно обменять сигареты на что-нибудь необходимое".
"Около 6 тысяч рублей в год"
Большинство политзаключенных стоят в колонии на "профилактическом учете", поэтому им можно совершать покупки всего на две базовых единицы в месяц – сейчас это 74 рубля ($30). Родственники кладут эти деньги им на счет.
"Другие расходы включают книги, которые можно отправить по почте. И наручные часы. Это важная вещь в колонии. Ведь часы – это, пожалуй, единственное, чем могут отличаться заключенные, когда на всех одинаковая одежда и одинаковая обувь", – говорит Виктория.
Муж, как и многие заключенные, скучает по домашней еде, просят драники в первую очередь
Женщина говорит, что, по ее подсчетам, на содержание мужа в колонии ей нужно около 6 тысяч белорусских рублей ($2375) в год (с учетом поездок на встречи, формальных и материальных переводов, денег на счету).
"Кроме прочего, беру много продуктов (которые не входят в число передач) на свидания. Муж, как и многие заключенные, скучает по домашней еде, просят драники в первую очередь. Также я приношу фаст-фуд, суши и другие привычные на воле блюда", – добавила Виктория.
"Фонды, несмотря на их желание, не могут помочь всем"
Виктория говорит, что фонды стараются помогать родственникам политзаключенных, однако обеспечить всех "просто невозможно", признает она.
Политзаключенных тысячи, никакой фонд не может покрыть их потребности
"У нас очень много политзаключенных. Их тысячи. Поэтому я понимаю, что никакой фонд не может покрыть их потребности. Зачастую помощь из фондов носит разовый характер. Это капля в море. Но мы благодарны и за это. Опять же, есть предложение от BySol открыть сбор. Но мы в Беларуси, и это опасно. Можно открыть сбор анонимно, но дадут ли тогда люди деньги?" – говорит женщина.
Виктория признается, что собирать передачи ей помогают родственники и друзья. Кто-то передает кофе, чай, кто-то – печенье или что-то еще. "Я просто говорю людям: если у вас есть знакомые политзаключенные или вы видите сборы для них, или просто посмотрите списки политзаключенных на разных сайтах – не проходите мимо, помогите. Нам в одиночку очень сложно все это делать", – отмечает Виктория.