Украинские власти вновь официально призывают жителей оккупированных областей юга Украины срочно уезжать с захваченных территорий. Вице-премьер и министр по вопросам временно оккупированных территорий Ирина Верещук предупредила, что Украина готовится к контрнаступлению, и призвала жителей Херсонской и Запорожской областей уезжать даже через оккупированный Крым. По ее словам, ВСУ будут применять артиллерию: уезжать нужно, чтобы российские военные не могли использовать людей в качестве живого щита.
Ранее, 7 июля, мэр города Олешки Евгений Рыщук обратился к жителям с призывом покинуть область: "Если вы проживаете вблизи расположения объектов, где проживают вражеские солдаты РФ или расположены вражеские средства ПВО, склады с боеприпасами, есть скопление вражеской техники, настоятельно рекомендую ехать оттуда подальше".
В эфире Настоящего Времени Евгений Рыщук рассказал о ситуации в Олешках – город захвачен российскими войсками – и о том, когда ожидают контрнаступление украинских войск.
— Ваш призыв уезжать к херсонцам появился на прошлой неделе в фейсбуке. Ранее – заявление Ирины Верещук. Значит ли это, что мэры городов получили предупреждение о контрнаступлении ВСУ и получили просьбы предупредить население?
— Нет, все намного проще. Мы видим, что у нас сегодня на передовую зашла американская и европейская техника, зашли HIMARS. Я вижу, насколько поражаются цели, насколько начали добивать наши ВСУ до поставленных целей. И я вижу, что появляется еще больший риск для мирного населения.
Если мы с 24 февраля были в оккупации, в город что-то пару раз прилетало, но он жил относительно тихо, то сегодня у нас каждый день есть известия. То в Херсоне вчера был прилет в расположение российской части, то позавчера – в Новой Каховке. Каждый день ВСУ приходят все ближе и ближе. И есть все больше риска попадания, есть угроза для мирного населения.
— Какие еще вам известны подробности про удар по российской военной части в Херсоне или части Росгвардии? Что это все-таки за часть, по вашей информации? Российские агентства написали, что удар был нанесен по жилому дому. Вы это можете опровергнуть?
— Одна из проблем – это то, что у русских нет никаких принципов, нет никаких правил, нет никакого понимания жалости к мирному населению. Это первое.
Если почитать или послушать российские СМИ, они каждый день побеждают и у них нет никаких потерь. На самом деле вчера был прилет на территорию, где проживали солдаты Росгвардии. Нет, к сожалению, еще данных. Русские сделали вакуум вокруг этой всей ситуации для того, чтобы невозможно было узнать, что на самом деле произошло. Но очевидцы говорят, что там десятки людей попали под завалы, – это факт. Вокруг там все было оцеплено и туда не пускали никого, кроме русских солдат. Конкретики никакой на сегодняшний день по количеству погибших нет.
— Можно ли получать какую-то информацию, например, из херсонских больниц, куда могут везти пострадавших в результате удара российских военных? Может быть, еще откуда-то?
— Да, но это не мой уровень. Для этого есть военные, разведка, СБУ – они этим всем занимаются.
— Что вам известно о том, что происходит в вашем городе – в захваченных Олешках? Они находятся южнее Херсона. Если говорить военными понятиями, то сейчас это более глубокий тыл для россиян. По вашей информации, что там разместили россияне?
— Олешки находятся на левом берегу: буквально проехать мост – и там находится наш город. Дают информацию, что с каждым днем все больше и больше живой силы прибывает, все больше и больше они окапываются. После ряда таких удачных ударов [ВСУ] по складам рашистов они начали перевозить все снаряды вглубь: в частности, вчера были замечены КамАЗы с ящиками боеприпасов, которые перевозили из Херсона в Олешки, потому что они боятся того, что будет все больше и больше попаданий. Но они не учли того, что у нас сегодня "бабушка днем торгует семечками, а ночью она генерал". Сегодня основная масса жителей хотят победы и работают на победу. Информацию мы имеем постоянно: что где происходит и когда.
На сегодняшний день русские все-таки ставят перед собой цель проведения референдума. Это видно по тому, как собираются данные пенсионеров, им выдают по 10 тысяч единоразовой помощи. Из той информации, что я имею, они собрали уже тысячу заявок, а выдали денег всего 50 человекам. Я так понимаю, что идет сбор информации, потому что когда мы уходили из города, в первый же день все компьютеры были вывезены, и у них просто банально нет информации. Да, они сегодня перекупают бывших работников Пенсионного фонда, соцслужб. Но все равно они не имеют возможности дать всю информацию по всем жителям города, по пенсионерам. И они вынуждены это делать.
Идут грабежи, идут аресты. Каждый день мне приходит информация, что где-то кого-то арестовали, кого-то бьют день-два и отпускают, а кого-то держат дольше. Есть проблема – у нас главу Ассоциации воинов АТО города и района забрали еще в марте месяце, и по сей день мы не знаем, где он находится. Есть последняя информация, что он находится в Симферополе, его хотят осудить россияне на 20 лет. Конечно, проблема с тем, что людей ломают через колено, есть.
Большая проблема – это отсутствие финансов, идет вымывание гривны. Таким образом хотят сделать замещение рублем, хотя люди этого очень не хотят. Все-таки стараются еще держаться. Я думаю, выдержим, времени осталось немного. Просто надо еще немножко потерпеть.
— Можно ли ожидать, что когда ВСУ уже непосредственно перейдут в контрнаступление, в том числе в Херсонской области, будет какое-то финальное предупреждение для украинцев там? Например, от Владимира Зеленского?
— Я уверен, что оно будет. Если брать Олешки, то Олешки услышат, что идет контрнаступление, потому что все-таки цинично, но Олешки находятся за Херсоном. И мы точно на себе ощутим, что контрнаступление началось. Однозначно президент нас не бросает, президент всегда на связи, он всегда дает информацию. И большая благодарность за это ему и всей его команде.