Польша уже 24 марта может представить предложение по миротворческой миссии НАТО в Украине на саммите Альянса в Брюсселе. Польское издание Onet пишет, что над документом работает министерство обороны Польши, утвердить его должно Бюро нацбезопасности и канцелярия президента.
Журналисты издания поговорили со своими источниками в оборонном ведомстве и узнали некоторые подробности создания миссии НАТО для Украины. Планируется, что в международный миротворческий контингент войдут военные из нескольких стран. Рассматриваются варианты численностью до десяти тысяч военных. Из того, что смогут выполнять миротворцы, по данным польских СМИ, – контроль безопасности гуманитарных грузов и "зеленых коридоров" вплоть до создания над ними "бесполетных зон". Во внеочередном саммите Альянса 24 марта будет участвовать и президент США Джо Байден. В формате видеоконференции выступит президент Украины Владимир Зеленский.
Представитель президента Украины в Конституционном суде Федор Вениславский в эфире Настоящего Времени рассказал о том, может ли Украина изменить курс на членство в НАТО, станет ли это гарантией безопасности для страны, а также что Украина ожидает от внеочередного саммита НАТО 24 марта.
— Последнее заявление президента Украины: "Мы готовы обсуждать компромиссы с народом Украины и вынести их на референдум". Речь идет об урегулировании ситуации, прекращении войны, но при этом Зеленский не уточнил, какие компромиссы могут быть вынесены. Правильно ли я понимаю, что будет вынесен вопрос о том, хотят ли украинцы, чтобы страна вступила в НАТО?
— Когда Зеленский заявлял о том, что вопросы компромиссов будут вынесены на референдум, он имел в виду, что прежде всего украинское государство является государством демократическим, в отличие от Российской Федерации, и любые глобальные решения должны получить поддержку украинского народа, в том числе на референдуме.
Говорить о том, какие это будут вопросы, сейчас преждевременно. Нужно помнить, что курс Украины на членство в Североатлантическом альянсе закреплен в Конституции. Нужно понимать, что вопросы территориальной целостности не могут быть предметом внесения изменений в Конституцию. Поэтому тут спекуляций может быть много, и российских нарративов в данном случае очень много в информационном пространстве. Вместе с тем имеется в виду, что любые глобальные стратегические вопросы, касающиеся судьбы и будущего Украины, – это вопросы, которые будут согласовываться с народом.
— На прошлой неделе в нашем эфире вы сказали, что Украина готова отказаться от стремления в НАТО, если на весах цена человеческой жизни.
— Я от этих слов абсолютно не отказываюсь. Я имею в виду, что курс на членство в НАТО может быть изменен, если это будет камнем преткновения в вопросе прекращения войны – только путем внесения изменений в Конституцию Украины. Для того чтобы внести изменения в Конституцию, нужно прежде всего закончить войну, потому что в условиях военного положения изменить Конституцию нельзя – это запрещено самой Конституцией.
Второе – я имел в виду, что если от изменения курса Украины во внешнеполитической ориентации и с одновременными гарантиями безопасности, о чем мы прежде с вами говорили, будет зависеть сохранение жизни многих тысяч украинских людей, то я думаю, что в парламенте, в украинском политикуме и в обществе будет достигнут определенный компромисс, который позволит это реализовать.
Будет ли это предметом референдума? С точки зрения данной Конституции это не требует проведения референдума. Но если для этого необходимо будет консолидировать общество, вести диалог с разными политическими силами и потом закрепить это на уровне Конституции, то это, конечно же, также может быть вынесено на референдум.
— Если мы предположим, что вопрос вступления Украины в НАТО будет вынесен на референдум, как только война прекратится, станет ли это гарантией безопасности для Украины? Удовлетворит ли это Россию?
— Нужно анализировать публичные месседжи представителей российской стороны. Прежде всего, если ориентироваться на слова господина Лаврова, так называемого министра иностранных дел Российской Федерации, потому что де-факто он является пропагандистом абсолютно безумных идей, но тем не менее он все еще является министром. Он буквально несколько дней назад в одном из своих публичных месседжей заявил, что для них является принципиальным вопросом отказ Украины от членства в НАТО с одновременными гарантиями безопасности.
И эти гарантии безопасности должны быть точно не от России. Россия может поставить под ними также свою подпись. Но для нас очень важны юридические обязательства наших западных партнеров, которым мы доверяем и которые могут гарантировать не только на дипломатическом, политическом, экономическом уровне нашу с вами территориальную целостность, но и на военном уровне. Только тогда можно быть уверенными в том, что гарантии будут реальными и действенными.
— Что вам известно о том, что, возможно, завтра Польша на саммите НАТО представит документ, по которому миротворческая миссия может зайти на территорию Украины?
— К любым миротворческим миссиям нужно относиться очень осторожно. Когда мы оцениваем влияние миротворцев на развитие ситуации в военном конфликте, в войне, которую ведет Украина против Российской Федерации – страны-агрессора, террориста, оккупанта, то любые миротворческие миссии, которые имеют целью остановить войну, могут только усугубить ситуацию и заморозить конфликт на неопределенное время. В данном случае я говорю только свое личное субъективное мнение.
Поэтому когда мы говорим о миротворцах, мы прежде всего должны ориентироваться на обеспечение этими миротворческими силами гуманитарных вопросов: реализацию гуманитарных программ, гуманитарных коридоров, эвакуацию мирного населения из тех городов, где их жизни угрожает опасность, – Мариуполь, Харьков, Чернигов, Ахтырка и другие города. Поэтому когда мы говорим о миротворцах, то я думаю, что они должны обеспечить исключительно гуманитарные вопросы: эвакуацию населения и обеспечение тех, кто остался, всем необходимым для того, чтобы не было гуманитарной катастрофы.
— Работает ли сейчас парламент? Что сейчас рассматривает Верховная Рада? Что будет в первую очередь внесено во время войны с целью изменить законодательство? Что, возможно, запланировано уже на ближайшие заседания Верховной Рады?
— Эти месседжи, которые распространяются в публичном пространстве, особенно в стране-агрессоре Российской Федерации, о том, что якобы власти пребывают за пределами города Киева, на самом деле являются составляющей гибридной информационной войны. И президент, и правительство, и Верховная Рада работают в штатном режиме. Это, конечно, очень нервирует, злит и бесит представителей политической элиты Российской Федерации. Несмотря на то, что наши вооруженные силы пока что не наносят удары по военным объектам на территории Российской Федерации, президент Путин все равно панически этого боится и уже полгода скрывается в бункере. В то время, когда президент Зеленский демонстрирует свою отвагу и решительность в борьбе с агрессором, каждый день записывает свои обращения из офиса президента, который находится в центре Киева.
Также наш Комитет по вопросам национальной безопасности обороны и разведки, иные комитеты Верховной Рады Украины постоянно проводят заседания. У нас совсем недавно прошло заседание, мы приняли целый ряд рекомендаций, которые Верховная Рада Украины в определенное время в определенном месте в ближайшее время рассмотрит и примет.
Сегодня весь украинский парламент, все комитеты консолидированы в вопросах обеспечения нашей с вами обороны, безопасности, усиления сектора безопасности и обороны. Все без исключения законы направлены, с одной стороны, на сферу безопасности и обороны. С другой стороны – на реализацию гуманитарных программ. И с третьей стороны – на экономическую сферу. Понятно, что в условиях войны экономика терпит достаточно большие убытки. И мы пытаемся через законы стимулировать экономическую активность, возрождение Украины даже в таких сложных условиях.
В определенное руководством Верховной Рады Украины время в определенном месте в ближайшее время это будет принято в виде закона. Я убежден, что президент их подпишет. И это также усилит нашу безопасность и наши оборонные возможности.
— Буквально недавно законодательство в военном смысле изменила Польша: они удвоили численность армии и увеличили финансирование. Как, по-вашему, Польша к чему-то готовится?
— В современном мире, особенно после того, что произошло в марте 2014 года и в этом году фактически приобрело характер полномасштабной войны, ни одна страна мира, ни одна страна Европы не может быть спокойна и чувствовать себя в полной безопасности. Тем более после заявлений российской политической военной элиты о том, что города Польши могут стать объектом превентивного, с их точки зрения, ракетного удара, если они будут продолжать оказывать Украине гуманитарную помощь и иные виды помощи, которые мы получаем из Европы, прежде всего через территорию Республики Польша.
Поэтому, конечно же, Польша абсолютно адекватно реагирует на те потенциальные угрозы, на те больные идеи, которые рождаются в головах политической элиты России, прежде всего Путина. И они усиливают свою военную мощь, усиливают свой военный бюджет, вооруженные силы.
Я думаю, что любая страна современной Европы должна понимать, что Украина является форпостом свободы и ценностей всей Европы. Поэтому мы ожидаем, что завтрашний саммит стран НАТО и стран "большой семерки" примет какие-то более существенные для нашей с вами борьбы решения. Будем надеяться, что все-таки будет принято решение о хотя бы частичном закрытии неба. Об этом уже заявляют в том числе представители стран – членов НАТО.