Поражение национальных сил Афганистана стало большим сюрпризом для многих военных аналитиков и политологов. Армия сдалась талибам практически без боя, несмотря на то, что последние 20 лет США и другие страны НАТО вкладывали миллиарды долларов в ее подготовку и вооружение. Почему так вышло? И почему западной коалиции не удалось подготовить Афганистан к самостоятельной жизни с сильной современной армией?
Еще в июле 2021 года президент США Джо Байден был уверен, что это произойдет. Отвечая на вопрос журналистов, может ли "Талибан" захватить власть в Афганистане, Байден сказал: "Нет. Потому что в армии Афганистана 300 тысяч солдат. Она экипирована и подготовлена как хорошая современная армия, а у "Талибана" только 75 тысяч боевиков".
Однако как только США начали полномасштабный вывод своих военных из страны и лишили афганскую армию поддержки с воздуха, армия Афганистана начала сдаваться талибам без боя. В течение нескольких недель медиа сообщали о захвате афганских городов, одного за другим, а к 15 августа под контролем "Талибана" оказалась вся страна, включая столицу Кабул – за исключением одной провинции Панджшер. Оказалось, что без участия военных НАТО, вопреки ожиданиям Байдена, национальные силы просто не могут противостоять талибам.
Британская газета Guardian пишет, что американские генералы постоянно завышали оценки боеспособности афганской армии, спецслужб и полиции. За 20 лет США вложили в их оснащение и подготовку огромные деньги: более $88 млрд. Надзорные органы США в прошлом месяце также заявили, что отчеты американских военных о состоянии боеспособности армии Афганистана были необоснованно позитивны. А президент Байден, принимая решение о выводе войск, вероятно, опирался на ложные данные, поданные ему военными: в Белом доме не знали о реальном уровне коррупции в Афганистане.
"Бывшим афганским руководством расхищалось около трети имущества, включая вооружение и экипировку, которое поставлялось в интересах афганской армии, – подчеркивает Никита Мендкович, эксперт Центра изучения современного Афганистана. – Около 20% личного состава, который числился в вооруженных частях, по данным этих же источников, были "мертвыми душами": на них получалось довольствие и заработная плата, но реально их не было. После разгрома талибами одного из корпусов оказалось, что от личного состава в наличии оказалась лишь половина людей. Остальные просто не существовали, проходили только по бумагам!"
На что тратились $88 млрд – еще предстоит разобраться. Надзорные органы обещают представить в скором времени доклад на эту тему в Конгрессе США. Но уже сейчас в западной прессе активно пишут о коррупционных схемах, которые применялись в Кабуле.
"В этих коррупционных схемах принимали участие и представители правительства Афганистана на местах среднего звена, министры, замы министров, – рассказывает Илия Куса, аналитик Украинского института будущего. – Была информация, что могли в этих схемах участвовать также представители иностранных контингентов".
Одним из самых распространенных способов хищения в афганской армии журналисты называют кражу топлива, предназначенного для нужд военных коалиции НАТО. Надзорные инспекторы подсчитали, что за все время нахождения военных НАТО в стране было украдено топлива почти на $155 млн.
"Один из офицеров американской армии в Джалалабаде рассказал мне, что он постоянно обнаруживал пропажу топлива, которое поставлялось для нужд афганской армии. В результате они не могли проводить военные операции, – рассказывает журналист ежедневной газеты Министерства обороны США Stars and Stripes Д.П Лоуренс. – И это не единичный случай, а широко распространенная практика. Многие американские инспекторы отмечали, что за годы работы американцев в Афганистане было похищено топлива на миллионы долларов: похитители продавали его на черном рынке".
Среди тех, кто по контракту занимался обучением военнослужащих афганской армии и обслуживанием военной техники, – 17 американских подрядчиков. Именно они отвечали за логистику, строительство, техническое обслуживание военного оборудования. Всего это 18 тысяч человек, треть из них – граждане США. Например, компания Textrom Systems по пятилетнему контракту с Минобороны США на $50 млн должна была улучшить защиту авиабазы США в Баграме: поставить беспилотные воздушные системы и разведку.
Наибольшее количество контрактов с подрядчиками для работы в Афганистане американцы заключили во время президентства Дональда Трампа: общая сумма этих контрактов – более $820 млн. В 2017 году бывший сотрудник инженерного корпуса армии США Марк Миллер признался в вымогательстве взяток на общую сумму $320 тысяч от афганских подрядчиков. Миллер был менеджером на строительной площадке на военной базе Кэмп Кларк на востоке Афганистана. В обмен на взятки от афганских компаний он гарантировал им, что Минобороны США эти контракты не разорвет.
Кроме воровства и коррупции, эксперты говорят еще об одной проблеме. С 2017 года по требованию бывшего президента Ашрафа Гани американские военные перестали публиковать данные о потерях и дезертирстве среди афганских солдат. Лишь четыре года спустя кое-какие цифры все-таки появились: количество дезертиров оценивается в 100 тысяч человек. Американские инспекторы говорят, что ежегодно из армии дезертировали около трети афганских солдат, которых содержали и обучали на деньги США. И, поскольку каждый год армия Афганистана уменьшалась на треть, нужно было нанимать и обучать новых рекрутов.
"Очень много денег просто разбазаривалось или разворовывалось. Уровни коррупции с каждым годом оставались высокими, какого-то прогресса серьезного в борьбе с коррупцией не было", – подчеркивает Илия Куса, аналитик Украинского института будущего.
Афганистан давно относится к самым коррумпированным странам мира: в рейтинге Transparency International он занимает 165-е место в мире по индексу восприятия коррупции и находится в самом конце списка. За годы, когда западные страны инвестировали миллиарды долларов в эту страну, ситуация не изменилась.
"Мы дали им все, что им было нужно. Мы платили им зарплаты. Мы дали им авиацию, при том, что у "Талибана" нет авиации, – подчеркнул президент США Джо Байден, комментируя поражение афганской армии после сдачи Кабула. – Мы дали им все, чтобы они бились за свое будущее. Но мы не могли дать им волю, чтобы сражаться за свое будущее".