В декабре 2014 года президент Беларуси подписал "антинаркотический" декрет номер 6 чтобы остановить поток "спайса" из России. Война с наркотиками продолжается уже три года, но вместо вместо крупных поставщиков сотрудники МВД отправляют за решетку молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет за "распространение".
В тюрьмах Беларуси уже 16 тысяч человек сидят по "наркотической" статье, это около половины всех осужденных. 27 апреля матери осужденных по статьям об употреблении и сбыте наркотиков объявили голодовку: они требуют от властей пересмотра дел по статье 328 уголовного кодекса ("незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов") и смягчения самой статьи, сроки по которой составляют от 5 до 25 лет, а наиболее частый судебный приговор – от 8 до 15.
"Матери 328", как называют себя протестующие, считают приговоры несправедливыми. 2 мая участники голодовки встретились с представителями властей, но решили держать голодовку и дальше, пока "хотя бы один пункт из наших требований будет выполнен".
Треть заключенных в Беларуси сегодня отбывают наказание по статьям, связанным со сбытом наркотиков. При этом белорусские правозащитники говорят, что крупных наркоторговцев в колониях практически нет: сидят в основном мелкие продавцы "травы" и спайса.
Большинству таких осужденных меньше 25 лет.
В деревне Голынец Могилевской области не наберется и тысячи жителей. За последние три года шестеро местных были осуждены за распространение наркотиков. Все они моложе двадцати пяти лет.
В этой деревне живет и семья Даши Бондарковой. Даше едва исполнилось 18 лет, когда её отправили в колонию за 0,051 гр спайса. Родные говорят, это одноклассник попросил заказать вещество с её телефона.
Как рассказывает семья Даши, одноклассник, который до этого уже дважды попадал в поле зрения могилевского наркоконтроля, убедил девушку достать "закладку". Она тут же отдала ее стоявшему рядом знакомому. В итоге Даше дали 8 лет, ее другу 12, а одноклассник, инициировавший заказ, вернулся домой.
"Почему наркоман, который дважды попадался с передозировкой, получил 2 года условно, а наши дети, которым все это подстроено сидят 8 лет", – говорит тетя Даши Ирина Полкова.
"После работы иду домой, вроде бы и тороплюсь. А потом в голову стукнет – куда я бегу? Максим тут у Иры, Даши нет, чего я бегу? Зачем? К кому? Не хочется даже идти домой. Уже вроде даже год и месяц прошел, можно было привыкнуть к этому. А я никак не могу", – рассказывает мам осужденной девушки Марина Бондарко.
Дашины родственницы считают, что девушку подставили.
"За это они получают премии, погоны. Наш оперативник уже старший уполномоченный. Мы писали жалобы, наша жалоба рассматривается и дай бог чтобы справедливость восторжествовала, потому что нельзя так с детьми", – говорит тетя Даши.
Женщины пытались встретиться с одноклассником Даши, из-за которого она попала в колонию, но безуспешно.
"Он не открыл даже. Просто хотелось с ним поговорить. Чтобы он все-таки подтвердил, что это было подстроено специально нашим оперативником. Он боится конечно этого. Он не открыл дверь", – говорит мать осужденной.
Отец 25-летнего Кости Ковалева, которого осудили вместе с Дашей, считает, что дело его сына полностью сфабриковано и изменить ситуацию со злоупотреблениями со стороны МВД может только президент.
"Ситуация эта происходит по всей Республике Беларусь и срочные меры должен принять президент. Потому что, скажем так, этот беспредел может остановить только он. Потому что ради звездочек, ради статистики все это происходит", – считает Сергей Ковалев.
Редакции Настоящего Времени стало известно, что городской прокурор Могилева начал проверку по жалобе семьи Бондарковых. Мы направили запрос в городскую прокуратуру, чтобы узнать о результатах прокурорской проверки, ответ на который придет в течение двух недель.