Шесть лет назад парламент Кыргызстана уже рассматривал схожую инициативу: депутат Ыргал Кадыралиева предлагала не выпускать за границу на заработки девушек до 22 лет. И тогда, и сейчас инициативу объясняли намерение защитить мигранток от насилия и обмана:
"Почему мы хотим чтобы запретили выезд за рубеж до 26? Потому что многие уезжают работать иногда сразу после школы, – объясняет необходимость закона гражданский активист Тилек Таалайбеков, – Они решают проблемы взрослых. У семьи кредит, ипотека, вот они и едут зарабатывать. Но в свои 17-18 лет они еще неопытные, профессии нет. Их легко обмануть, их часто обижают".
Тысячи граждан Кыргызстана сегодня трудятся в Италии, Корее, ФРГ и США, но большинство – в России, Казахстане и Турции.
"Это все плохо для их психики, для души. Они живут по 15 человек в одной квартире, все вместе мужчины, женщины, – предупреждает трудовых мигранток Таалайбеков. – Это неправильный пример, так теряются семейные ценности, распадаются семьи".
Некоторое время назад он и другие активисты вышли на акцию в поддержку закона. Таалайбеков говорит, что он, и почти все остальные участники акции отпахали на чужбине не один год, и видели обращение с девушками из Кыргызстана и условия их труда, а также поведение самих мигранток. Эти наблюдения подтолкнули их к призывам ограничить выезд для молодых кыргызстанок.
Сторонники закона говорят, что жизненный опыт как минимум в четверть века – это хоть какая-то гарантия безопасности для женщины. Мол, девушки, которые уже перешагнули 25-летний рубеж, более грамотны, знают свои права и зачастую уже имеют профессию.
Но вот многим девушкам в Кыргызстане инициатива категорически не нравится. Среди них – 25-летняя стюардесса Перизат Рыспаева. 5 лет назад она уехала работать в Объединённые Арабские эмираты. Год просидела в офисе, но потом пошла на повышение и оказалась на борту самолета иностранных авиалиний. Сегодня она каждую неделю выкладывает на зависть многим фото или видео из новой страны и уже была более чем в пятидесяти.
"Я против", – подчеркивает она.
Маркетолог Бермет Кошоева также категорически против закона. За границей одна она оказалась еще в 17 лет, когда поступила в турецкий университет. Как и многие студенты, Бермет еще во время учебы подрабатывала: переводчицей, продавцом. После были магистратура, исследования по профессии и более 10 лет жизни вне Кыргызстана.
"Зачем что-то запрещать? Это вообще не метод решения какой-то проблемы, если вообще проблема существует, – говорит она. – Я жила в разных странах, в итоге выучила 5 языков. Пожила в Турции, Дании, во Франции и в ЮАР. Никогда у меня не было такого чувства опасности, или что кто-то может воспользоваться мной!"
Политолог Бурул Осмоналива говорит, что решать проблемы, которые возникают у девушек-мигранток надо не запретами, а повышая грамотность самих работниц и лучше защищая их права за рубежом.
"И мы должны сами, кыргызстанцы, своё население образовывать. Чтобы они не попадались в манипуляцию, – настаивает она. – А если такой закон пройдет, то он будет ущемлять права других девушек, которые нормально могут работать".
Шесть лет назад парламент Кыргызстана не поддержал идею запретить молодым девушкам работать за границей. Причины в том числе были и экономическими: доход мигрантов сегодня вносит существенный вклад в экономику Кыргызстана. Только из России за прошлый год на родину было переведено на родину более двух миллиардов долларов. Если ограничить выезд девушек – эти цифры значительно уменьшатся.
КОММЕНТАРИИ