Глава МИД России Сергей Лавров прокомментировал то, что он назвал "ультиматумом из Лондона", выдвинутым в понедельник в отношении Кремля британским премьером Терезой Мэй.
Лондон требует от Москвы до вечера вторника 13 марта ответить, как нервно-паралитическое вещество "Новичок" – им предположительно отравили двойного агента Сергея Скрипаля и его дочь, а также обнаружившего их полицейского – попало в Великобританию, и кто его применил.
Российский дипломат заявил:
"Прежде чем ставить ультиматумы отчитаться перед британским правительством за 24 часа, лучше соблюсти свои собственные обязательства по международному праву, в данном случае Конвенции по запрещению химического оружия", – сказал Лавров во вторник.
"Великобритания – участница Конвенции по запрещению химического оружия, как и Россия. Поэтому, как только возникли подозрения, что применено запрещенное вещество, Великобритания должна была обратиться к России с соответствующим запросом, что это за вещество. И ответ на этот запрос, по протоколу, дается в течение 10 дней. Если ответ на удовлетворит страну, она должна будет обратиться в Совет Организации по запрещению химоружия (ОЗХО)".
"При этом запрашиваемая сторона, по протоколу, должна будет иметь доступ к веществу, чтобы иметь возможность провести его собственную экспертизу", – заявил глава МИД РФ.
"Мы тут же запросили официальной нотой доступ к этому веществу и потребовали от Великобритании предоставить нам доступ ко всем фактам в расследовании, учитывая, что одной из пострадавших является Юлия Скрипаль, российская гражданка", – высказал свою версию Лавров. – Но нами на это был получен невнятный ответ, в этих законных требованиях нам было отказано".
"Прежде чем ставить ультиматум, властям Великобритании надо самим следовать протоколам ОЗХО, – заметил Лавров. – А говоря о манерах, надо помнить, что эпоха колониализма ушла в прошлое".
Премьер Великобритании Тереза Мэй, выступая в понедельник 12 марта в Парламенте, назвала "весьма вероятной" причастность России к отравлению Скрипаля. А само отравление назвала "неправомерным использованием военной силы".
"Мы знаем, что Россия ранее производила это вещество и до сих пор способна это делать", – сказала Мэй.
Российские власти, по ее словам, должны объяснить, является ли использование отравляющего вещества в Солсбери результатом "прямых действий" российского государства" или "результатом утраты контроля над запасами подобных веществ".
Что в России уже было сказано в ответ на ультиматум Великобритании
В Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГНИИОХТ), где в советские годы был разработан нервно-паралитический газ "Новичок", заявили, что на предприятии "действует режим секретности", и поэтому информацию об отравлении Скрипаля там комментировать не будут.
Член Совета Федерации от Рязанской области Игорь Морозов (он окончил Институт КГБ СССР и долгое время служил в ФСБ) после ультиматума Мэй заявил, что Россия уничтожила последний килограмм боевых отравляющих веществ в сентябре 2017 года, а производство химоружия прекратила ещё в 90-е годы:
"Россия не только прекратила выпуск нервно-паралитических газов, в том числе "Новичка", но и полностью уничтожила все их запасы. Это было сделано в соответствии с международными соглашениями под контролем международных наблюдателей ОЗХО", – заявил сенатор.
Экс-глава ФСБ, член комитета Госдумы по безопасности Николай Ковалев заявил, что в "Новичок" мог храниться на территории любой бывшей республики СССР, включая Украину:
"С учётом того, что хранилось это все на территории республик бывшего Советского Союза, то тут, извините, не исключен и украинский след", – сказал он.
Владимир Путин пока дал единственный комментарий по делу об отравлении Скрипаля, отвечая на вопрос корреспондента BBC:
"Вы сначала разберитесь там, а потом мы с вами будем это обсуждать, ладно?" – сказал он.
В российском МИДе заявление Терезы Мэй ранее назвали "информационно-политической кампанией, основанной на провокации", и "цирковым шоу", а глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев заявил:
"Публичные обвинения Лондона в адрес Москвы, да ещё и в ультимативном ключе, вызывают сильные чувства отвращения и неприятия".
По состоянию на утро вторника Скрипаль и его дочь, а также сержант полиции Ник Бэйли, который первым прибыл на место происшествия, остаются в больнице. Состояние полицейского улучшилось, он вышел из комы.
Само отравление предположительно произошло 4 марта: оба россиянина были найдены на скамейке возле торгового комплекса в городе Солсбери.
КОММЕНТАРИИ