"Я уверен, я в Узбекистан живым не вернусь. Я лучше умру. Я считаю, что помучиться полчаса и умереть, чем когда тебя будут пытать. Эти пытки – человек не сразу от этих пыток умирает, то есть они пытают, причиняют боль до определенного момента, человек сколько может выдержать, потом они немного дают человеку восстановиться, потом заново пытают, и это так бесконечно может длиться", – сказал журналист "Новой газеты" Али Феруз в интервью Радио Свобода спустя несколько дней после приезда в Германию.
Утром 15 февраля он сел в московском аэропорту на самолет во Франкфурт. В августе Феруза задержали в Москве для депортации на родину, в Узбекистан – страну, где его, как он сам признается, пытали, принуждая к сотрудничеству со спецслужбами, и откуда он бежал.
"Это остаток Средневековья, дикого Средневековья, потому что там ногти людям выдергивают, тыкают иголками в пальцы, избивают, кипятком обливают, подвешивают", – сказал Феруз.
Узбекские власти много лет добивались депортации журналиста из России на родину. На получение убежища в России он подал документы только в 2014 году, но в убежище ему отказали.
В марте Феруза задержали в центре Москвы за нарушение миграционного законодательства, а 1 августа снова задержали и на этот раз в спешном порядке решили депортировать в Узбекистан. С момента ареста журналист находится в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан (СУВСИГ). По словам правозащитников, при перевозке в Центр временного содержания Феруза избили судебные приставы – на спине у журналиста обнаружили гематомы. В письме "Новой газете" Нурматов также заявил, что к нему применяли электрошокер.
"Полгода я думал, что со мной произойдет что-то плохое, и я постоянно был наготове, что в какой-то момент, возможно, мне придется сделать выбор и покончить с собой", – объяснил Феруз свою попытку покончить с собой, когда он находился в московском СИЗО.
После огромной общественной кампании в защиту Феруза российский суд приостановил дело о депортации и позволил ему уехать в третью страну.
КОММЕНТАРИИ