Организация "Комитет по защите журналистов" (CPJ) заявила о рекордном числе журналистов в разных странах, которые находятся под арестом или отбывают тюремное заключение за свою деятельность. Это, по данным организации, свидетельствует о "гнетущей неспособности мирового сообщества справиться с глобальным кризисом в сфере свободы прессы".
Всего CPJ в своем ежегодном исследовании насчитал 262 журналиста за решеткой. В прошлом, 2016 году, в тюрьмы были заключены 259 журналистов.
Больше арестантов в Турции - 73 человека, и это прямо связано с давлением властей на интеллигенцию и журналистов после неудавшегося переворота, который произошел летом 2016 года. Значительное число журналистов арестованы в Китае (41 человек) и в Египте (20).
Из стран бывшего СССР больше журналистов арестовано в Азербайджане - 10 человек. Это похищенный в Тбилиси и тайно вывезенный в Баку Афган Мухтарлы, Афган Садыгов, Араз Гулиев, Азиз Оруджев, Элькин Исмаил, Фикрет Фарамазоглы, блогер Мехман Гусейнов (он отбывает два года тюрьмы за оскорбление полиции), Ниджат Алиев, Сеймур Хази и Зия Асадли.
В России за решеткой находятся пять журналистов. Это:
- работавший на РБК Александр Соколов, который получил 3,5 лет колонии за экстремизм по делу о подготовке референдума "За ответственную власть";
- главный редактор издания "Новые колеса" и депутат Калининградской облдумы Игорь Рудников, которого обвиняют в вымогательстве взятки у главы местного управления Следственного комитета Виктора Леденева;
- корреспондент "Новой газеты" Худойберди Нурматов (Али Феруз), который уже несколько месяцев находится в Центре временного содержания: власти РФ пытаются выслать его в Узбекистан, где Ферузу грозит тюрьма;
- украинский журналист Роман Сущенко, которого в России обвиняют в шпионаже;
- чеченский журналист Жалауди (Жалавди) Гериев, корреспондент "Кавказского узла": он осужден на 3 года колонии общего режима по обвинению в хранении наркотиков.
В Кыргызстане продолжает оставаться за решеткой журналист и правозащитник Азимжан Аскаров. В начале 2017 года суд подтвердил его пожизненный срок, который он получил по обвинению в убийстве милиционера и за разжигание этнической розни в 2010 году после межэтнического конфликта на юге Кыргызстана. Сам Аскаров считает свое дело политическим, этого же мнения придерживаются ООН и международные организации, в частности Human Rights Watch: все они требуют от властей его освобождения.
В Казахстане были арестованы бывший председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев и его сын Асет: их обвинили в хищениях госсредств. В декабре 2017 года Матаев-старший вышел на свободу.
В Туркменистане в 2015 году был задержан и осужден на три года по обвинению в хранении запрещенных лекарственных средств сотрудничавший с Радио Свобода журналист Сапармаммет Непескулиев. Его судьба остается до сих пор неизвестной.
В Украине по обвинению в госизмене, терроризме и разжигании национальной розни был арестован журналист и блогер Василий Муравицкий.
И, наконец, в Узбекистане сидят в тюрьме:
- журналист Бобомурод Абдулаев (он сотрудничал с Радио Свобода и агентством Фергана);
- журналист и правозащитник Дильмурод Саид (он сидит с 2015 года за вымогательство и подделку документов);
- журналист и экономист Хаёт Хан Насреддинов (он был арестован в ноябре 2017 года);
- Юсуф Рузимурадов, корреспондент оппозиционной газеты "Эрк": он сидит с сентября 1999 года.
В отчете CPJ упомянуты лишь те журналисты, которые удерживаются в государственных тюрьмах и не учитываются те, кто исчез или удерживается неправительственными группировками. Почти три четверти всех брошенных за решетку журналистов в мире содержатся в заключении по обвинениям в антигосударственной деятельности. Причем многие, как отмечает CPJ, — в соответствии с "широко трактуемыми и неясно сформулированными законами о противодействии терроризму". Без предъявления каких-либо публичных обвинений в разных странах мира за решетку попали 35 журналистов.
КОММЕНТАРИИ