Президент США Дональд Трамп не без скандалов, но весьма успешно реализует обещанную строгую миграционную политику. В 2016 году численность иммигрантов достигла рекордного показателя – 44 млн человек. То есть каждый 8 житель США – иммигрант в первом поколении.
Количество беженцев, принятых Соединенными Штатами в 2017 году стало рекордно низким. Согласно данным Госдепартамента, со дня инаугурации Трампа до конца 2017-го в США въехали лишь 29 тысяч беженцев.
А накануне он резко выразился в адрес стран Африки и Карибского бассейна. Что думают американцы о грубых высказываниях президента и проводимой им иммигрантской политикой – Настоящему Времени рассказал вице-президент Гильдии издателей Василий Гатов, который много лет живет в США.
— Все то давление, которое оказывается на Трампа, на ваш взгляд, могло привести к тому, что американский президент действительно начал срываться и перестал себя контролировать, пусть и на закрытых встречах?
— По большому счету, он себя давно плохо контролирует, это его стиль поведения. И никаких особенных сложностей это не вызывает, если смотреть на реакцию общества, а не американских СМИ. Не то чтобы я поддерживал, чтобы Трамп говорил такие гадости и пользовался словами, которые явно не заслуживают того, чтобы звучать в эфире, но для рядового американского избирателя, особенно того, который поддерживает Трампа, это совершенно нормально и, к сожалению, соответствует его взглядам.
— Насколько действительно слова Трампа отражают настроения общества в Штатах? Можно сказать, что, говоря о дырах, не будем уж уточнять, о каких, он просто транслирует то, что думают средние американцы?
— Понимаете, в Америке есть такое очень жесткое разделение территориальное между так называемыми coastal elite, то есть те люди, которые живут в узкой полоске на двух берегах Америке – в Калифорнии, в Массачусетсе, в Нью-Йорке, и коренной Америкой, которая находится между ними и к океану не выходит. Вот эта внутренняя Америка, конечно, гораздо более консервативная, гораздо более не хочу сказать расистская, но, по крайней мере, гораздо меньше озабочена проблемами равенства, инклюзии, политкорректности, которой Трамп в буквальном смысле просто бросил вызов, политкорректности как институту американского общества.
Так что я думаю, что его подход, его взгляды соответствуют, к сожалению, значительной части американского общества. Другое дело, что даже в рамках этой значительной части общества высказывать такие мнения публично считается неприличным.
— Как вам кажется, можно ли вообще говорить, что США сейчас действительно переживает некий очередной большой кризис как самая гостеприимная для мигрантов страна? И вообще насколько сопоставимо это с теми периодами закрытости, или это все чудовищное преувеличение?
— Это, конечно, несопоставимо с периодами закрытости. Америка продолжает оставаться одним из крупнейших импортеров иммиграции, впуская в себя порядка 1 миллиона человек, даже с учетом тех ограничений, которые ввел Трамп. Пожалуй, что ни одна страна в мире такими цифрами не то что не может похвастаться, но ни у кого даже и трети этой цифры нет. Но что важно – что Трамп олицетворяет некую тенденцию, которая является не столько консервативной, то есть типа давайте закроем общество от новых культур, новых типов поведения, а олицетворяет более сложный процесс, который политологи многие стали называть по аналогии с неолиберализмом неизоляционизмом, когда считается, что если Америка сконцентрируется на тех проблемах, которые есть у нее внутри, то она увеличит свою силу, мощность и готовность к лидерству в мире. Понятно, что это гипотеза, и я думаю, что следующие 4, а, может быть, и 8 лет нам придется их проверять.
— Не могу вам не задать вопрос, который сегодня задают, мне кажется, все американские телеканалы, практически все медиа США: на ваш взгляд, Дональд Трамп – расист?
— Я бы сказал, он настолько близок к расизму, насколько публичное лицо в Америке может себе это позволить.
КОММЕНТАРИИ