Директор ФСБ Александр Бортников дал большое интервью "Российской газете" – официальному органу печати правительства РФ. Разговор состоялся накануне столетнего юбилея российских органов госбезопасности, которые ведут свою историю от созданного после революции ВЧК – Всероссийской чрезвычайной комиссии.
Интервью вышло с подзаголовком "Разрушение России для некоторых до сих пор остается навязчивой идеей. Наша задача – не дать состояться их планам".
В разговоре с главредом "Российской газеты" Бортников изложил ведомственный взгляд на исторические события последних ста лет. Многие его заявления противоречат как историческим фактам, так и друг другу.
Почему нельзя отказываться от слова "чекист"
— Слово "чекист" давно стало фигурой речи. Оно глубоко укоренилось не только в нашем профессиональном сленге, но и в принципе широко применяется в журналистской среде, в обществе в целом. Ну, и надо понимать, что деятельность нынешних органов безопасности не имеет ничего общего с "чрезвычайщиной" первых лет советской власти. <…> Открещиваться от слова "чекист" - это все равно что предавать забвению поколения наших предшественников.
Лоббисты ФСБ добиваются восстановления памятника на Лубянской площади основателю ВЧК Феликсу Дзержинскому – он, как и слово "чекисты", по-прежнему остается символом ведомства. По меркам сегодняшнего ФСБ Дзержинский должен быть как минимум спорной фигурой – находился под влиянием иностранного политика Розы Люксембург, участвовал в съезде сепаратистской организации, несколько раз сидел, в том числе за вооруженное восстание в Варшаве, а после революции был троцкистом. Большую часть его сподвижников расстреляли.
Чекисты ловили шпионов и боролись с "левацки настроенным партактивом"
— Чекисты успешно выявляли и пресекали подрывную деятельность иностранных спецслужб, террористических, бандитских и белоэмигрантских организаций, а также участвовали в обеспечении продовольственной безопасности.
Одновременно велась борьба с пережитком Гражданской войны – "красным бандитизмом" – произволом левацки настроенного партактива и сотрудников силовых структур, которые под прикрытием "революционной целесообразности" чинили неправомерные расправы, аресты и реквизиции. Принятыми жесткими мерами к 1923 году в целом удалось пресечь это преступное явление.
"Красный бандитизм" действительно стал проблемой после окончания Гражданской войны. То, что было нормой в годы Военного коммунизма и продразверстки, при НЭПе стало нежелательным. "Красным бандитизмом" занимались, в том числе, и сами чекисты.
Но главное, чем занимались в те годы сотрудники ВЧК, – это провозглашенный Владимиром Лениным "Красный террор", то есть массовые аресты и расстрелы по классовому признаку, а также взятие заложников. Первый руководитель ВЧК Феликс Дзержинский и главред журнала "Красный террор" описывал задачи ведомства яснее, чем его последователь: устрашение, аресты и уничтожение врагов революции по принципу их классовой принадлежности.
Кто виноват в массовых репрессиях
— Обратимся к реалиям тех лет. Версальский мир расценивался странами-победительницами лишь как временная передышка. Планы нападения на СССР разрабатывались ими еще с 20-х годов. Угроза надвигающейся войны требовала от советского государства концентрации всех ресурсов и предельного напряжения сил, скорейшего проведения индустриализации и коллективизации.
[В начале 30-х] в органах начались "чистки", которые еще больше усилились после убийства С. Кирова в декабре 1934 года. При малейших подозрениях в "неблагонадежности" квалифицированные сотрудники переводились на периферию, увольнялись или арестовывались. Их место занимали люди без опыта оперативной и следственной работы, но готовые ради карьеры на исполнение любых указаний. С этим отчасти и связаны "перегибы" в работе ОГПУ – НКВД на местах.
Репрессии проводились и по личным указаниям Иосифа Сталина, и по приказам руководителей НКВД. Расстрельные приговоры утверждали не только "двойки"и "тройки", чтобы можно было списать вину за репрессии на "карьеристов" или на одного из наркомов. Репрессиям подверглись и сами чекисты: сначала в чистках погибли соратники Дзержинского, потом последовательно все главы ведомства – Генрих Ягода, Николай Ежов, Лаврентий Берия.
Почему массовые репрессии были оправданы
— Хотя у многих данный период ассоциируется с массовой фабрикацией обвинений, архивные материалы свидетельствуют о наличии объективной стороны в значительной части уголовных дел, в том числе легших в основу известных открытых процессов. Планы сторонников Л. Троцкого по смещению или даже ликвидации И. Сталина и его соратников в руководстве ВКП(б) – отнюдь не выдумка, так же как и связи заговорщиков с иноспецслужбами. Кроме того, большое количество фигурантов тех дел – это представители партноменклатуры и руководства правоохранительных органов, погрязшие в коррупции, чинившие произвол и самосуд.
Один из основателей советского государства Лев Троцкий, как и другие большевистские лидеры, стали жертвами борьбы за власть, которая началась в ВКП (б) после смерти Ленина. Его обвиняли и в попытке "бонапартистского переворота", и в попытке создания "второй партии". Троцкого убил в Мексике агент НКВД. Других лидеров, возражавших Сталину, расстреляли.
Если верить "объективной стороне, в значительной части уголовных дел", на которые ссылается Бортников, то его предшественника Ягоду совершенно правильно расстреляли за "право-троцкистский" заговор, работу на "иноспецслужбы" и подготовку покушения на Сталина.
Следующего руководителя НКВД Ежова казнили за шпионаж, подготовку переворота, терактов и покушений на лидеров государства, а также "мужеложство в антисоветских и корыстных целях".
Его преемника Берию расстреляли за подготовку переворота, шпионаж в пользу Великобритании и других стран, а также организацию незаконных репрессий в корыстных целях.
Ни один из этих приговоров не был отменен, несмотря на всю абсурдность обвинений.
Как пришел Берия и все исправил
— Назначенный на пост наркома внутренних дел Л. Берия восстановил ГУГБ НКВД и провел кадровые "чистки", изгнав карьеристов предыдущих призывов. Повысились требования к качеству следственной работы, что способствовало кратному сокращению приговоров к высшей мере наказания.
В 1938 году Большой террор действительно закончился, и можно говорить о "кратном сокращении" расстрелов. Берия даже дважды объявлял амнистии – правда, они не касались "политических". Но ГУЛаг был распущен только после смерти Сталина – и расстрела самого Берии.
Сколько репрессированных
— Еще в конце 1980-х годов была рассекречена справка МВД СССР от 1954 года о количестве осужденных за контрреволюционные и иные особо опасные государственные преступления, в том числе за бандитизм и военный шпионаж, в 1921–1953 гг. – 4 060 306 человек. Из них к высшей мере наказания приговорены 642 980, к ссылке и высылке – 765 180. Об этом говорят архивные материалы. Все другие цифры являются дискуссионными.
Точной статистики жертв коммунистического режима в СССР не существует – нет полных данных. Вокруг цифр действительно ведутся "дискуссии" – на одной стороне выступает признанный "иностранным агентом" "Мемориал", на другой – сталинисты, которые требуют предъявить "скелеты ста миллионов жертв". По данным "Мемориала", от репрессии пострадали не менее 5,5 млн человек.
Брежнев и партия мешали Андропову бороться с коррупцией
Важным достижением Ю. Андропова стала борьба с коррупцией в органах власти и партийных структурах. В конце 1960–1970-х годов были проведены две крупные операции в Азербайджанской и Грузинской ССР, по результатам которых арестовали сотни партийных функционеров районного уровня. Однако вскрытые коррупционные связи, тянувшиеся в аппарат ЦК КПСС, не позволили реализовать многие добытые материалы. К примеру, после проведенного в присутствии Председателя КГБ допроса первого секретаря Куйбышевского райкома партии Москвы, арестованного за полуторамиллионную взятку, Л. Брежнев лично отчитал Ю. Андропова. Генсек указал, что задача Комитета состоит в охране партноменклатуры, а не в сборе компромата на нее.
Юрий Андропов – еще один культовый руководитель охранного ведомства, он стоит почти наравне с Дзержинским. При нем власть КГБ вновь усилилась. После смерти Брежнева Андропов на короткое время возглавил СССР. При нем действительно проводились чистки партийного аппарата, в том числе по "Хлопковому делу". Но, например, защитник "арестованного за полуторамиллионную взятку" руководителя Виктор Гришин не только не лишился своего поста де-факто мэра Москвы, но и претендовал на высшую должность в государстве. Зато Андропов прославился облавами в магазинах и кинотеатрах в рабочее время, когда милиция искала "прогульщиков".
Почему всесильному КГБ не удалось спасти СССР
— Пришедшая к власти команда реформаторов во главе с М. Горбачевым, несмотря на провозглашение "Перестройки", открытости и гласности, сохранила запрет на оперативную разработку представителей партийной элиты. ЦК КПСС не реагировал даже на информацию контрразведки о приобретении иностранными спецслужбами "агентов влияния" в союзных органах власти.
Бортников не уточняет, какие именно представители партийной элиты были "агентами влияния" иностранных спецслужб – как будто запрет Михаила Горбачева действует до сих пор.
Известно, чем на самом деле занимался политический отдел КГБ в последние годы своего существования: контролировал поведение интеллигенции, следил за спортсменами, вел списки "невыездных" и боролся с западной поп-музыкой.
КОММЕНТАРИИ