В прошлом году 19-летний беженец из Сирии Анас Модамани восемь месяцев провел в лагере для мигрантов в немецком Швангау.
"Где-то на третий день мне надо было идти за покупками, и я увидел на улице много журналистов и людей", – рассказывает он. Все они встречали канцлера Германии Ангелу Меркель. Анас попросил разрешения сделать с политиком селфи и поделился фотографией в соцсетях.
"Она увидела меня и сама разрешила, – утверждает он. – Пожелала мне хорошего года и другим мигрантам тоже пожелала счастья".
Если бы молодой человек знал, к каким последствиям приведет публикация снимка – он никогда не сделал того, что сделал. Когда случились теракты в Брюсселе (22 марта в аэропорту Завентем и на станции метро "Маэльбек" произошли два взрыва, в результате которых погибли 35 человек), оказалось, что он очень похож на одного из преступников.
После теракта снимок Модамани вместе с Меркель быстро распространился по соцсетям с подписями "Канцлер Германии делает селфи с террористом". Историю о снимке подхватили многие "официальные" медиа, в том числе российские телеканалы. Жизнь молодого сирийца стала настоящим адом. Он начал получать угрозы, его оскорбляли и предлагали убираться прочь из страны, а его репутация оказалась навеки испорчена.
"Они перевернули мою жизнь. Сказали, что мне надо убираться из Германии. Я уже практически не могу один на улицу выйти, – жаловался Модамани.
Он подчеркивал, что не сделал ничего плохого: никогда не попадал в криминальные истории, выучил немецкий, работает и уважает страну, которая его приютила.
Он неоднократно писал жалобы в Facebook и другие соцсети. Администрация фейсбука удаляла фотофейки, где Модамани называли террористом, но на месте одной удаленной фотографии немедленно появлялось несколько новых.
Его приемная семья помогала ему воевать с троллями. "Я начала писать всем распространителям слухов, что это неправда. Но они в ответ начали контркампанию и сообщили об Анасе журналистам. В конце концов берлинские газеты подхватили новость и выяснили, что это фейк, и и слухи развеялись. Об этом также много писали на антифорумах беженцев, что это ложь", – рассказывает женщина, в семье которой в тот момент жил Модамани.
Когда истерия вокруг снимка с Меркель стала всерьез мешать жизни Анаса, он не выдержал и подал на Facebook в суд, требуя, чтобы админы раз и навсегда удалили все фейковые фото с его лицом.
"Мы хотим, чтобы Facebook удалил весь подобный контент. И чтобы он делал это в ответ на каждую связанную с ним жалобу, – подчеркивает юрист, который представляет интересы юноши. – Сейчас они лишь лицемерно извиняются и предлагают блокировать спорные посты для жителей Германии. Но из любой другой страны они по-прежнему будут видны".
"Страха не испытываю, – объяснил свой иск Модамани. – Но я очень бы хотел, чтобы никто не использовал мои фотографии".
Администрация Facebook пока утверждает, что требование беженца просто невозможно исполнить технически. “Ежедневно публикуются миллиарды сообщений. Чтобы проверить каждое из них, нужна чудо-машина. А она не существует”, – заявил в ходе слушаний юрист, представляющий компанию.
Суд должен принять решение по делу Модамани 7 марта. Но если судья встанет на сторону сирийца – соцсети, вероятно, придется изобрести "чудо-машину" для удаления фейков. Или заплатить огромный штраф.
КОММЕНТАРИИ