Свердловский муфтият заявил о создании в регионе Центра по борьбе с пропагандой радикального ислама. Для этого в Екатеринбург приезжали духовные лидеры Узбекистана – делиться опытом. Как будет выглядеть "духовный фронт» против ИГИЛ узнавал корреспондент НВ.
***
"И этот бедняжка даже не знает, что его убьют, простите за выражение, как собаку", – узбекский имам рассказывает прихожанам мечети Екатеринбурга, что ждет тех, кто поддастся вербовщикам и уедет воевать в ИГИЛ. У себя на родине он это делает каждую пятницу. Объясняет: идеи ислама боевики полностью исковеркали в свою пользу.
В мечети, в основном, – трудовые мигранты. Они на работу спешат, но из уважения – слушают до конца.
"Десять лет я тут живу, ни разу не предлагали, даже и не видели такого", - говорит один из мигрантов.
"Слава Аллаху, пока все нормально. Приходим по пятницам в мечеть, читаем намаз и дальше спокойненько идем работать", – рассказывает другой мигрант.
Свердловский муфтият заговорил о создании "духовного фронта" против ИГИЛ сразу, как Россия нанесла первые авиаудары в Сирии. На борьбу "бросили все силы": распечатали несколько тысяч методичек о вреде радикального ислама и начали разъяснительную работу. Проповеди даже в ВУЗах читают без разбора и мусульманам, и христианам. Программа бесед та же, что и в мечетях. Мол, ИГИЛ – не равно ислам, будут вербовать, не поддавайтесь.
Делиться опытом позвали узбекских коллег. Они, говорят, давно и успешно борются с пропагандой радикального ислама.
"Механизм очень прост. Идет много разъяснительной работы по телевидению. Благодаря этому как раз все это останавливается вовремя", – считает глава Союза узбекистанцев Урала Закир Оллаберганов.
Скоро на "духовном фронте" начнути подготовку солдат. Тренировочной базой станут узбекские духовные школы. И на это, само собой, государство даст денег.
"Договорились с Горным университетом, чтобы обмен студентами шел с Ташкентом, решали вопрос об отправке туда наших имамов на обучение, мы тоже этот вопрос решали", – говорит муфтий Духовного управления мусульман Свердловской области Абдуль-Куддусса Ашарина.
Единственный человек, который ко всей этой истории отнесся с сомнением, - глава местной таджикской диаспоры. Он на деле помогал нескольким семьям мигрантов вернуть мужей и сыновей с границы Сирии. Говорит, идеологическую войну против ИГИЛ вести надо. Но книги и лекции – не панацея. Тут нужно умно, тонко и системно. А вот с этим на российском "духовном фронте" – беда.
"Сейчас не надо относиться к этому шапкозакидательски и с высока. ИГИЛ недооценивать нельзя. Те "ура-патриоты", которые начали выступать на федеральных каналах, говороят что у ИГИЛ всего 100 тысяч а сторонников Башар Асада 350 тысяч. Возникает вопрос, как они взяли 90 процентов территории Сириии и 50 процентов территории Ириака", - говорит лидер таджикской диаспоры в Екатеринбурге Фарух Мирзоев.
Поддержку сирийцам в борьбе с ИГИЛ на Урале быстро организовали и волонтеры. Сбор помощи начали тоже после того, как Россия включилась в сирийский конфликт. Волонтер Ирина сетует, Донбассу помогали как-то активней: "Думаю, что что-то будем докупать. Будем сопровождать груз в Сирии на русские базы. – А какие русские базы в Сирии? Военные? – Надо уточнить будет этот вопрос".
На передовой в борьбе с пропагандой ИГИЛ пока все же – силовики. На этой неделе на Урале задержали троих радикальных исламистов. Они распространяли запрещенные книги, занимались вербовкой. Бойцы "духовного фронта" тем временем,только собираются в наступление. Свердловский муфтий на днях поедет в Москву, чтобы там вербовать сторонников на более высоком уровне. Так что, возможно, скоро в школах и ВУЗах страны появится еще один урок. Про ИГИЛ.
Настоящее Время
КОММЕНТАРИИ