Ссылки

Новость часа

"Оптимизация" лишила российские села врачей


Жизнь в умирающей глубинке
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:32 0:00

Жизнь в умирающей глубинке

После закрытия сельских больниц о здоровье людей в России заботятся лишь медсестры с небольшим набором лекарств

В России программа "оптимизации" медицины привела к тому, что чиновники от здравоохранения закрыли врачебные кабинеты в маленьких городах и селах. Людям предложили альтернативу – так называемые "домовые хозяйства". Но они работают не везде. Кто теперь отвечает за жизнь в богом забытых деревнях?

***

Вместе с Татьяной Хвойницкой мы идем на очередной вызов. Пешком по сельскому бездорожью, с тяжелой сумкой наперевес. Медсестру ждет тетя Валя. У старушки давление с утра шалит. Оказалось – вовремя успели.

"Давление 229 на 84, очень большое! Сделаем укольчик", - говорит медсестра.

Если такое давление не сбить - у пенсионерки может случиться инсульт. А "скорая" по здешним ухабам едет минут сорок. Таких "опасных" больных у медсестры Татьяны - почти три десятка домов. Все сплошь пенсионеры.

Фельдшерский пункт в деревне закрыли еще три года назад по программе оптимизации Минздрава. Государство посчитало, что содержать в умирающих селах медпункты - дорого. Ответственность за жизни людей в них переложили на плечи таких Татьян. Назвали их в бумагах "домовым медицинским хозяйством" и выделили 2 тысячи рублей - это около 30 долларов довольствия в месяц. За 24 рабочих часа 7 дней в неделю.

"Если один вызов, то это три часа: пока я приду, пока сделаю процедуру – температуру померю, это все я сбиваю. А потом иду домой - у меня машины-то ведь нет", - рассказывает Татьяна Хвойницкая, деревенская медсестра.

Принимать больных у себя дома она, по закону, не имеет права. Весь медицинский деревенский центр на 300 человек и аптека умещается в чемоданчике, который Татьяна хранит у себя под телевизором. Набор лекарств законодатель тоже ограничил: от давления, сердечные, простейшие средства перевязки.

"А что делать-то? Дома, что ли, сидеть? Мне не хватает пенсии, я даже не на пенсии на выслуге лет. Это все", - рассказывает Татьяна.

Этот опыт деревни Акинфеево и нескольких соседних на Урале, да и по стране называют "положительным" и "уникальным". Им гордятся. У других и того нет. Закрыли больницу – забыли про село. Что за бабушками в деревнях Нижнесалдинского района следят медсестры – заслуга районной больницы. Здесь нашли деньги и время, чтобы их обучить и снабдить всем необходимым.

"Какая у них цель: человек приходит, если ему плохо - то парацетомол или аспирин даст и сразу вызывает "скорую". То есть только оценить состояние больного", - рассказывает о таких пунктах Светлана Иргашева, заведующая поликлиникой Нижнесалдинской городской больницы.

Светлана Иргашева и сама работает 6 дней в неделю по 10-12 часов на трех ставках. Как и многие ее коллеги. Вместе с деревенскими сестрами они ведут учет пациентов, организуют выезды врачей-специалистов в отдаленные населенные пункты. И за свою скромную зарплату делают, кажется, невозможное: поддерживают жизнь в давно и тяжело умирающей глубинке.

Настоящее Время

КОММЕНТАРИИ

XS
SM
MD
LG