Каждое занятие в медресе начинается и завершается словами: "Аллах един и Мухаммад его раб и посланник". Между заучиванием и повторением сур из Корана дети осваивают арабскую вязь. Освоить письменность можно за год, но чтобы глубоко понять Коран, нужны годы.
"Я уже знаю алфавит. Сейчас могу читать Коран. Перевода конечно не знаю", - гордится Алтынбек, учащийся медресе.
Центральная мечеть в Баткене - самая большая в области. Десятки слушателей приходят сюда с рассветом и уходят с закатом. В этом году в мечети прошла масштабная реконструкция. Спонсоры, арабские инвесторы, строят при храме новую духовную школу. Старое помещение стало тесным: ведь с каждым днем интерес к религиозному обучению растет.
"Строят медресе арабы. Они 70% финансируют, 30% мы собираем с прихожан", - говорит Бостонбек Посуров, мулла.
****
Демократия принесла Кыргызстану полную свободу. Сегодня мечетей в стране построено уже в два раза больше, чем школ. Имам Шухрат связывает такую тенденцию с тяжелой экономической ситуацией в Кыргызстане. Медресе, по его данным, все чаще посещают дети из малообеспеченных семей.
"Многие взрослые уезжают на заработки и оставляют детей в мечети. Платить за учебу не надо. Здесь безопаснее в том плане, что они не будут подвергаться плохому влиянию", - считает мулла Бостонбек Посуров.
"Религия плохому не научит", - именно такого мнения придерживаются и воспитатели самой крупной религиозной школы в Оше. Более ста шакирдов (духовных семинаристов), здесь живут и обучаются исламским канонам.
"В этой комнате дети спят. Есть еще две таких комнаты", - показывает Рашид Алибаев, директор медресе.
Экскурсию по школе проводит молодой директор Рашид Алибаев. В здании полным ходом идет ремонт новых душевых кабинок, - тоже за счет иностранцев.
"Первый год, дети обучаются правильно совершать намаз. Учатся принимать даарат", - рассказывает Рашид Алибаев, директор медресе.
Духовная семинария - как армия, требует в первую очередь дисциплины. Занятия, еда и сон - по расписанию. За успеваемостью следит администрация. Образовательные программы включают и светские дисциплины.
"Даст Бог, хочу поступить на учебу в Турцию. Хочу быть юристом", - делится Данияр, учащийся медресе.
Под словом "юриспруденция" часто имеются в виду религиозные законы - шариаты. Изучать "исламское право" становится модно.
****
На окраине Бишкека мулла Молдохалил Исаков открыл частную духовную школу. Программу обучения утверждает Муфтият, он же снабжает семинарию литературой. Но прежде книги проходят экспертизу на отсутствие экстремистских идей.
"Если вы услышите, что кто-то вербует в Сирию, вы тут же должны об этом рассказать нам – имамам, или должны сообщать правоохранительным органам", - подчеркивает Молдохалил Исаков, мулла.
Разговорам о неприемлемости радикализма в исламе отведены первые минуты урока. Теперь такие беседы стали важной частью образовательной программы.
"Важно дать правильное знание о религии. Ислам – не учит убивать или взрывать людей", - подчеркивают учителя.
Сегодня главная задача официальной духовной семинарии – воспитать очередное поколение священнослужителей, которые могли бы защитить верующих от идей радикалов. Но одних проповедей, видимо, будет недостаточно. Пока в Кыргызстане нет четких стандартов религиозного образования, но по числу медресе страна уже занимает лидирующую позицию в СНГ.
Адилет Бектурсунов, Азат Ынтымаков для "Настоящего Времени"
КОММЕНТАРИИ