В России есть так называемые «официальные беженцы из Украины». Им оказывают помощь, оформляют документы, предоставляют работу и показывают по телевизору. Как правило, в обществе губернаторов и мэров. Но есть беженцы, которых в России считают чужими, – и их большинство. О них не пишут в газетах, отдавая их судьбы в руки добровольных помощников. Материал специального корреспондента "НВ" Андрея Королева.
****
Этот гуманитарный центр, расположенный на одном из предприятий Твери, особо не афишируют. Все, что можно о нем узнать, не выходит дальше социальных сетей. Тем не менее ежедневно сюда идут люди, приносят одежду, обувь, детские игрушки. Именно здесь получают помощь беженцы с юго-востока Украины.
Светлана Иванова бежала из Горловки на территорию Белгородской области. Но местные миграционные службы порекомендовали беженке вступить в так называемую программу переселения и перебраться в Тверь. В Твери Светлана и ее мать поняли, что их обманули.
"В телефоне, в интернете нашла, зашла на сайт Твери. И там есть такая группа - "Донбасс в Твери", - рассказывает Светлана.
За сутки до нашего приездав Тверь Светлана и ее мать смогли получить временное убежище. Но сам по себе статус не дает право ни на временное проживание на территории России, ни на работу.
"Потому что уже никому мы не нужны", - говорит она.
Вопреки общепринятому мнению, отнюдь не все жители Донбасса бегут в Россию, спасаясь от обстрелов украинской нацгвардии. Бегут туда, куда проще убежать. Но российские власти их не ждут. Все, на что они могут расчитывать, - это неофициальная помощь волонтеров.
"Я думала, что просто буду помогать людям одеться, обуться. С питанием. И помогать по поиску работы", - говорит организатор гуманитарного центра Елена Спельник.
Но найти работу без регистрации по месту жительства оказалось невозможно. Жители Твери принять у себя постояльцев не спешат.
"Местное население не готово идти на какие-то уступки. Не хотят регистрировать, ни под каким предлогом. А потом много объявлений у нас в газетах: люди делают регистрацию только за деньги. Многие решили делать на этом бизнес. Я зарегистрировала на свой домашний адрес 117 человек, после чего на меня завели уголовной дело", - рассказывает организатор гуманитарного центра Елена Спельник.
После того, как беженцы вступились за свою покровительницу, тверская прокуратура оставила Елену в покое. Но проблема осталась. Через тверской гуманитарный центр ежедневно проходят десятки людей, при этом сами волонтеры рискуют остаться на улице. Их благотворительная деятельность выпадает из сферы информационного пиара.
"Настоящее Время"
КОММЕНТАРИИ