Accessibility links

Югоосетинские депутаты спросили мнение предпринимателей


В парламент Южной Осетии на заседание комитета по предпринимательству, созванному для принятия мер в отношении «недобросовестного бизнеса», пригласили «ответственных» за рост цен в республике. Представители бизнеса оправдываться не стали.

Югоосетинскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «Фарн» обеспокоило обсуждение в парламенте «необоснованного роста стоимости товаров» и призывы депутатов к административным мерам воздействия на бизнес.

Бизнесмены обратились с письмом к спикеру организации Алану Маргиеву:

«Предпринимательство в республике в силу целого спектра объективных обстоятельств в настоящее время переживает непростые времена. Ввиду экономической нестабильности в России и, соответственно, в Южной Осетии, как следствие неизбежен процесс инфляции, что напрямую сказывается на покупательской способности потенциального потребителя», – говорится в обращении.

Представителей «Фарна» возмутило выступление депутата от фракции «Единая Осетия» Азамата Джанаева. На сессии парламента 13 февраля он заявил, что избиратели жалуются на рост цен, которые предприниматели устанавливают по собственному желанию. Это высказывание бизнесмены назвали «популизмом с целью манипулирования гражданами и создания у них ошибочных мнений».

«Подобные необоснованные заявления рассчитаны на объявление предпринимателей заведомо виновными в высоких ценах на товары и продукты, что по меньшей мере вызывает недоумение», – говорится в письме.

Спикеры, наблюдающие за тем, как развивается история про «недобросовестный бизнес», отмечают, что президент Алан Гаглоев затеял ее, чтобы переложить часть ответственности за социально-экономический кризис в республике на предпринимателей.

Обвинения в адрес коммерсантов подхватил спикер парламента Алан Маргиев, потом депутат Азамат Джанаев, а вслед за ними и прочие парламентарии-популисты, имеющие весьма отдаленное представление о предмете обсуждения, зато всегда готовые «заступиться за народ».

По мнению наблюдателей, «Фарн» намеренно направил письмо в парламент, отставив президента в стороне, чтобы не политизировать ситуацию и не доводить ее до противоречий между бизнесом и руководством республики.

Игнорировать эту историю они тоже не могли: местная пресса слишком уж растиражировала заявления депутатов, по сути включив их во внутреннюю повестку.

Парламент на письмо «Фарн» отреагировал. Предпринимателей пригласили на расширенное заседание Комитета по экономике, малому предпринимательству и сельскому хозяйству для совместного обсуждения проблемы высоких цен.

В работе Комитета также приняли участие представители исполнительной власти – председатель комитета по налогам и сборам Владимир Каджаев, председатель Комитета по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РЮО Марина Кочиева, министр экономического развития Сармат Котаев. На заседание пригласили прессу.

Депутаты указали на Статью 9 Конституции, согласно которой «экономика республики Южная Осетия функционирует на основе принципов социально-ориентированного рыночного хозяйствования, регулируемого государством», что дает им право вмешиваться в дела бизнеса, в частности, регулировать цены.

Министр Котаев на это указал, что статья Конституции не отменяет рыночных механизмов. Государственное регулирование проявляется иначе, например, в виде дотаций на хлеб.

Экс-спикер парламента Алан Тадтаев спросил Альберта Валиева, не могли бы коммерсанты довольствоваться минимальной наценкой. «Что, им не хватит, что ли?» – спросил депутат.

Альберт Валиев ответил, что рынок так не работает. В завышении цены никто не заинтересован, потому что в этом случае покупатель уйдет к конкурентам.

Председатель «Фарн» попытался объяснить депутатам, с чем связан рост цен в магазинах республики. В разы выросли расходы на таможенное оформление российских товаров, в полтора раза выросли цены на топливо, на треть – тарифы на газ и электроэнергию, налоговая служба стала взымать НДС при ввозе товаров в республику, и теперь местный бизнес платит, по сути, два НДС – один в России, второй в РЮО. Все это не может не отразиться на ценах. Кроме того, отметил Валиев, эти события происходят на фоне резкого падения покупательной способности населения.

«Вы не представляете, насколько тяжело сейчас бизнесу, в каких условиях приходится выживать. Мы и без того снижаем цены до минимума – лишь бы продать. В этой ситуации вместо того, чтобы помочь нам, вы хотите свалить на нас все проблемы. Нельзя травить людей на предпринимателей. Травля развязывает всем руки – силовикам, надзорным структурам и т. п. Они воспримут ее как сигнал к действиям – все, кому не лень, начнут нас пинать. Лучше займитесь настоящими проблемами, из-за которых повышаются цены. Почему нам в России нужно оформлять товары так, как будто мы их вывозим в Китай? Помогите хотя бы с логистикой. У нас логистики до сих пор не существует. Какая, к черту, экономика?»

Председатель Комитета по экономике, малому предпринимательству и сельскому хозяйству Арсен Квезеров сообщил собравшимся, что к ним поступают многочисленные жалобы, на которые комитет обязан отреагировать. Это жалобы на непомерно высокие цены, торговлю просроченными товарами и обсчет покупателей. Чтобы навести порядок, необходимо увеличить количество проверок с одной в три года до трех в год.

Председатель комитета по благополучию граждан Мария Котаева, напротив, посетовала, что несмотря на массовые возмущения, к ним обращаются редко. В качестве реакции на письменные жалобы комитет мог бы проводить проверки магазинов, но, увы, люди молчат – такой уж менталитет у местных жителей.

Председатель «Фарн» предложил Арсену Квезерову пересылать жалобы Марии Котаевой, чтобы та могла реагировать. При этом Валиев поинтересовался: «много жалоб» – это сколько? Сколько обращений в парламент было, например, в 2024 году? Арсен Квезеров ответил, что 11. Альберт Валиев заметил, что 11 жалоб в год – это не много, а нормально.

За предпринимателей заступился Сармат Котаев. Министр экономического развития рассказал собравшимся, из каких факторов складывается ценообразование и объяснил причины повышения цен в республике.

Он отметил, что изменение цен в Цхинвале колеблется в пределах 10%, то есть коммерсанты исходят из реального положения вещей. Министр также исключил признаки искусственного завышения цен или даже корпоративного сговора, на котором настаивали некоторые из депутатов.

Сармат Котаев выступил и против увеличения числа фискальных проверок предпринимателей. Он на пальцах посчитал количество проверяющих структур, вышло около семи. «Если каждая из них начнет трижды в год проводить проверки, это плохо скажется на самом бизнесе. Ничего, кроме стресса для предпринимателей, они не дадут», – заключил министр.

Завершилось заседание без долгих обобщений и выводов. Депутаты торопились – одни на похороны, другие по делам. На прощание парламентарии предложили предпринимателям подготовить предложения по нормализации цен в республике. «Фарн», в свою очередь, призвала их к более профессиональному подходу в оценках сложившейся ситуации.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG