Министерство внутренних дел Грузии подтвердило задержание 31 участника оппозиционной акции, прошедшей 2 февраля. Все они задержаны в административном порядке.
Задержания начались на окраине Тбилиси, у торгового центра Tbilisi Mall, где полиция не позволила демонстрантам перекрыть автомобильное движение, и продолжились на правой набережной, куда протестующие переместились шествием, конечной точкой которого был проспект Руставели.
Ранее МВД пригрозило участникам уголовным преследованием по статье 222 Уголовного кодекса Грузии (захват или блокирование учреждений телерадиовещания или связи либо стратегических объектов или объектов особого значения). Однако, по данным ведомства на утро 3 февраля, никто из задержанных не обвиняется по уголовной статье.
В ночь на понедельник стало известно, что освобожден задержанный на акции лидер оппозиции Ника Мелия, который все еще пользуется депутатской неприкосновенностью, несмотря на то что его партия «Коалиция за перемены» не признает легитимность парламента и отказывается от работы в нем.
Правительство «Грузинской мечты» 31 января внесло изменения в законодательство, добавив «дороги международного и внутреннего значения» в перечень стратегических объектов. Власти заявили, что в случае перекрытия трассы у Tbilisi Mall предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, а если то же действие совершено группой лиц или повторно, санкции ужесточаются – до четырёх лет лишения свободы.
В СМИ попали кадры избиений при задержаниях 2 февраля, пять пострадавших доставили в клинику им. Ингороква. Силовики, в том числе лично глава департамента по особым поручениям, находящийся под санкциями западных стран Звиад Харазишвили («Хареба»), оскорбляли и избивали протестующих.
Политический кризис в Грузии
После парламентских выборов 26 октября 2024 года в Грузии развернулся политический кризис, сопровождаемый массовыми протестами, разгонами митингов, задержанием активистов и оппозиционеров.
Согласно экзитполам, проведенным американскими компаниями Edison Research и HarrisX по заказу оппозиционных каналов «Формула» и «Мтавари», четыре оппозиционные партии на выборах в сумме набрали больше голосов, чем правящая «Грузинская мечта», благодаря чему они смогли бы сформировать коалиционное правительство.
По данным Центральной избирательной комиссии Грузии, правящая «Грузинская мечта» набрала 53,93% голосов (89 мандатов), избирательный барьер преодолели еще четыре оппозиционные партии: «Коалиция за перемены» – 11,03% (19 мандатов), «Единство – Национальное движение» – 10,17% (16 мандатов), «Сильная Грузия» («Лело, за народ, за свободу!») – 8,81% (14 мандатов), «Гахария за Грузию» – 7,78% (12 мандатов).
После объявления предварительных итогов ЦИК президент Саломе Зурабишвили и оппозиционные партии заявили, что не признают итоги выборов, а международные партнеры потребовали расследования нарушений. Начались акции протеста с требованием проведения новых выборов. Все оппозиционные партии отказались от работы в парламенте.
В окончательном докладе Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ) о парламентских выборах в Грузии указано, что «множество проблем, отмеченных в финальном отчете, отрицательно сказались на целостности этих выборов и подорвали доверие общества к процессу». Согласно оценке наблюдателей, выборы проходили на фоне серьезных опасений по поводу влияния недавно принятого законодательства на основные свободы и гражданское общество; снижения независимости институтов, участвующих в избирательном процессе; давления на избирателей, что в сочетании с событиями в день выборов подорвало возможность некоторых избирателей голосовать без страха репрессий.
28 ноября однопартийный парламент утвердил обновленный состав правительства, представленный «Грузинской мечтой», во главе с премьером Ираклием Кобахидзе. В тот же день Кобахидзе объявил о снятии с повестки дня до 2028 года вопроса переговоров о вступлении Грузии в Европейский Союз.
Заявление Кобахидзе спровоцировало стихийные митинги в Тбилиси и других городах страны. Граждане вышли на улицы, выражая несогласие с этим решением и требуя его пересмотра. В первые дни полиция разгоняла митинги с использованием водометов и слезоточивого газа, жестко задерживая и избивая демонстрантов, применяя силу против журналистов. Около 50 человек были задержаны по уголовным делам, в частности, по обвинению в «организации группового насилия». Сотни демонстрантов были арестованы или оштрафованы по административным статьям.
14 декабря 2024 года избирательная коллегия, почти полностью состоящая из представителей «Грузинской мечты», избрала в прошлом футболиста, критика Запада, одного из основателей партии «Сила народа» Михаила Кавелашвили президентом Грузии. Пятый президент Саломе Зурабишвили и оппозиция считают его нелегитимным главой государства, так как в его избрании принимали участие депутаты, вошедшие в парламент после спорных выборов 26 октября.
В декабре «Грузинская мечта» в ускоренном режиме утвердила законопроекты, запрещающие использование на акциях пиротехники и масок, скрывающих лица. Также упрощена процедура увольнения людей по политическим мотивам и т. д. Правозащитники считают новые законы репрессивными и принятыми для борьбы с инакомыслием.
Акции, шествия и протестные забастовки продолжаются ежедневно с 28 ноября. Не прекратились они даже в новогоднюю ночь, когда десятки тысяч граждан заполнили проспект Руставели и накрыли там праздничный стол.
Главные требования оппозиции и Саломе Зурабишвили, считающей себя легитимной главой государства, – новые выборы и освобождение задержанных участников протестов.
Западные партнеры Грузии, за исключением Венгрии, избегают контактов с грузинскими властями и не поздравили «Грузинскую мечту» с победой на парламентских выборах и избранием Михаила Кавелашвили. США, Великобритания, Германия, Чехия, страны Балтии и Украина объявили о различных санкциях против лидеров «Грузинской мечты», руководителей правительства и МВД, судей и близких к власти бизнесменов. Впервые под санкции, в том числе финансовые, попал миллиардер Бидзина Иванишвили. Кроме того, администрация Джо Байдена приостановила стратегическое партнерство с Грузией. В «Грузинской мечте» надеются на перезагрузку отношений с Западом после инаугурации Дональда Трампа и завершения войны в Украине.
Форум