Пятый президент Грузии Саломе Зурабишвили рассказала, что к ней обращаются бизнесмены, которые объясняют свою близость к власти желанием избежать санкций ЕС. При этом она обратила внимание, что консолидируется и бизнес, поддерживающий европейскую интеграцию, и тот, что выступает за назначение новых выборов.
Выступая накануне в эфире телеканала «Формула», Саломе Зурабишвили рассказала о своих контактах с представителями бизнеса, опасающихся попадания в санкционный список ЕС.
Напомним, неделю назад, 13 февраля, Европейский парламент поддержал проект резолюции, призывающий Совет и государства-члены ввести санкции к окружению Бидзины Иванишвили, которое поддержало заморозку евроинтеграции и ужесточение карательных мер к протестующим. Проект поддержали 400 депутатов Европарламента, 63 высказались против, 81 воздержался. В санкционный список, кроме семьи Иванишвили и чиновников правительства, попали несколько бизнесменов: владелец телекомпании «Имеди», бизнес-партнер Иванишвили Ираклий Рухадзе; Вано Чхартишвили, Сулхан Папашвили, Георгий Капанадзе, Илья Цулая, Антон Оболашвили и Гоча Энукидзе.
По словам Саломе Зурабишвили, она пообщалась по этому поводу с европейскими лидерами на Мюнхенской конференции по безопасности.
«Да, меня спрашивали об их целесообразности. Ко мне поступают сигналы от бизнесменов высшего звена, которые, являясь опорой Иванишвили, предлагают пересмотреть отношение к санкциям против них, заверяя, что «они не такие, как о них думают». Раз они обратились ко мне, значит, они хотят донести свое послание до Запада. Как вы видите, санкции заработали еще до их введения. Все прекрасно понимают, как много они могут потерять из-за таких ограничений».
Кроме того, Саломе Зурабишвили предложила создать общественный фонд защиты государственных служащих и заключенных. По ее замыслу, это значительно ослабит влияние репрессивных мер власти против участников протеста – в частности, увольнений или штрафов, доходящих до 5 тысяч лари.
«Наша общая цель – выборы и только выборы, у нас не осталось другого пути. Если мы сообща обратимся к нашим партнерам, мы получим больше поддержки в вопросе санкций. Но пока я провела переговоры с партиями, НПО, финансистами, экономистами, юристами, семьями заключенных, государственных служащих, так как считаю, что есть общие проблемы, которые мы должны решать сообща. Например, одним из вопросов является создание общественного фонда для защиты государственных служащих и заключенных, чтобы они чувствовали защиту с стороны представителей бизнеса и политиков. Я хотела бы конкретно объяснить бизнесменам, чего мы от них ожидаем».
До сих пор представители бизнеса больше полагались на декларации. К примеру, к концу декабря более 2 500 представителей грузинского бизнеса подписали петицию, в которой говорилось, что нынешний кризис уже не ограничивается внешней политикой и представляет угрозу для социальной и экономической жизни страны.
Сегодня участникам протеста оказывается реальная помощь, в авангарде которой стоят два крупнейших грузинских банка – TBC и Bank of Georgia. В середине декабря они объявили о выделении 5 миллионов лари на поддержку пострадавших демонстрантов, попавших под репрессии представителей малого бизнеса, а также на оказание юридической, финансовой или медицинской поддержки.
Впрочем, по мнению бывшего главы Нацбанка Георгия Кадагидзе, выделяемая сторонникам евроинтеграции адресная помощь может быть значительно увеличена:
«Напомню, на Лондонской бирже не будет банков тех государств, на которые распространятся санкции ЕС. Если взять сухие цифры из банковских отчетов за прошлый год, то только чистая прибыль Bank of Georgia составила 1,5 миллиарда лари, при этом его рентабельность (ROE) достигла 32%, что в 3 раза выше, чем у европейских банков. Чистая процентная маржа [разница между процентами по депозитам и кредитам] также в 4 раза выше, чем у европейских банков. Несет ли такой банк ответственность, если помогает тем, кто обеспечивает его прибыльность?»
Оба банка регулярно публикуют информацию на своих сайтах – там указано, что из 5 миллионов лари более половины уже направлено на конкретные нужды, на счетах осталось 2 миллиона 370 тысяч лари.
К примеру, за два месяца в фонд, который помогает студентам оплачивать обучение и аренду жилья, было перечислено 375 тысяч лари; 400 тысяч лари перевели из двух системных банков в фонд «Prosperity Georgia», который занимается финансовой, юридической и медицинской помощью для пострадавших.
Форум